О ЗВЕЗДАХ, ПАДАВШИХ С ЛЮДЕЙ

Фото предоставлены дирекцией международного театрального форума искусства «ТЕАРТ» и коллективом экспериментальной лаборатории «Тэатральны квадрат»

Завтра воскресенье. Казалось бы, обычный выходной день. Но 21 октября для представителей еврейской национальности, будь то воскресенье, или среда, день памяти, день скорби. Именно эта дата стала днем ликвидации нацистами Минского гетто в 1943 году.

Холокост. Что современный человек знает об этом? Молодежь черпает знания из школьных учебников, а там всего два предложения. Старшее поколение, особенно те, кто прошел, выстоял и выжил в годы Второй мировой войны, старается не вспоминать то страшное прошлое. Тем не менее о зверствах нацистов молчать нельзя. Никогда. В своем творчестве многие писатели, поэты, музыканты обращаются к теме холокоста. Не остаются в стороне и деятели театра. В преддверии памятной даты — дня ликвидации Минского гетто — на столичных подмостках прошли показы спектаклей, посвященных этой теме.

«Ни у кого не хватит художественного дара, будь он артист, поэт или художник, чтобы передать все то, что пережили люди во время холокоста. Да и сами эти люди сейчас уже в это не верят, и в будущем, вероятно, никто не поверит».

Эфраим Бараш

Вопреки этим словам известного руководителя еврейского совета, который поддерживал Силы сопротивления в Белостоке в годы Второй мировой войны, артисты и художники берутся за сложную тему и рассказывают общественности о зверствах нацистов. За непростой рассказ о нахождении евреев в Минском гетто взялись участники экспериментальной лаборатории «Тэатральны квадрат». В основе спектакля «Без назвы…» — информация из архивных документов и воспоминания бывших узников концлагерей и гетто. Премьерный показ данной постановки состоялся в рамках фестиваля «Тэатральны куфар», который прошел в белорусской столице в июле текущего года. Слова благодарности участники экспериментальной лаборатории услышали не только от минчан: коллеги из других стран тоже были поражены спектаклем. Позже постановка неоднократно демонстрировалась не только коллегам и театралам, в зале присутствовали бывшие узники Минского гетто, ветераны Второй мировой, школьники, студенты. Безусловно, целевые показы, с одной стороны, обязывают к великолепному исполнению и полной самоотдаче, ведь в зале заинтересованная публика. С другой — такой зритель менее востребован: на недочеты закроет глаза, о погрешностях не скажет и всегда будет благодарен создателям за приглашение. Признаться, на показе данного спектакля я тоже была приглашенным зрителем, тем не менее постараюсь быть объективной.

Сценическое действие продолжительностью в один час отразило воспоминания длиною в жизнь. Этот спектакль-реквием автор идеи и режиссер Анна Сулима посвятила 6.000.000 погибших от холокоста. Для чего человеку память? Нужно ли знать и помнить о событиях, коснувшихся евреев Европы? Каково это — находиться среди невиновных, ехать в вагонах в гетто и концлагеря и при этом с гордостью и болью носить «Звезду Давида»? Этими вопросами и множеством иных задается во время действия режиссер. И старается дать на них ответ. Вместе с группой энтузиастов, людьми, влюбленными в искусство и неравнодушными к данной проблеме, Анна Сулима создала спектакль «Без назвы…». В нем не надо искать сюжет, так как у человеческих страданий нет сюжета. В нем не надо искать логику, так как у насилия этой самой логики быть не может. Зато в постановке есть люди, их эмоции, переживания, страдания, боль и… смерть.

Действие начинается достаточно символично. Героиня вручает фигурку ангела человеку в чемодане, что дает надежду на положительный финал. Спустя мгновение в зрительный зал из всех дверей врываются люди. Одеты скромно. В руках у них чемоданы. И на каждом «Звезда Давида». Это евреи. В лучах софитов видны переживания и боль, страх. А какие чувства еще могут овладеть человеком, когда он находится в неведении? Когда не знает, где он, где его родные и что там впереди — за колючей проволокой, из-за которой доносится скрежет металла и человеческий крик…

Спектакль идет на нескольких языках одновременно. По-польски, по-английски, по-русски, по-белорусски, по-немецки звучат мольбы людей, которых горстка садистов посчитала ненужными, никчемными, недостойными жизни.

Такой смелой постановки на столь сложную и болезненную тему среди самодеятельных коллективов в последние десятилетия в Беларуси не было. Честно и с полной самоотдачей работают непрофессиональные актеры. Знаете, в их глазах есть та искренность перед зрителем и ролью, которую все реже встречаешь в глазах дипломированных лицедеев. Не раз доводилось слышать: «Актер на сцене должен проживать роль, а не играть ее». Труппа экспериментальной лаборатории «Тэатральны квадрат» не просто проживает, проносит через себя каждый вздох героев и с болью, надрывом в голосе рассказывает зрителям историю каждого из них.

Публика принимает этот проект тепло. В финале звучат аплодисменты, актерам вручают цветы. Только не слышны крики «браво». Вместо этого с разных уголков зрительного зала доносится всхлипывание расчувствовавшихся зрителей и повторяющееся слово «спасибо»…

Театральные и кинокритики, а также литературоведы давно уже высказали мнение, что сказать больше о холокосте, чем это сделали Стивен Спилберг в «Списке Шиндлера» и Роман Полански в «Пианисте», невозможно. Тем не менее к этой теме продолжают обращаться режиссеры и драматурги всего мира. Не осталась в стороне и труппа Российского академического молодежного театра, которая приняла участие в международном форуме театрального искусства «ТЕАРТ». Спектакль «Ничья длится мгновение» коллектив сыграл дважды при аншлаге. Билеты на эту постановку были раскуплены за несколько дней после появления их в кассах. Публика шла не только на гастрольный спектакль, но и на встречу с любимыми российскими актерами.

Одну из главных ролей в привезенной москвичами постановке сыграла актриса театра и кино Нелли Уварова, хорошо знакомая по роли Кати Пушкаревой из сериала «Не родись красивой». Толпы поклонников и воздыхатели с букетами не толпились около гримерки актрисы. Тем не менее каждый ее шаг, движение, слово публика в зале воспринимала по-особенному. Способствовал такому внимаю зрителей и сюжет спектакля «Ничья длится мгновение». В основе постановки — одноименный роман Ицхокаса Мераса. Популярный литовский писатель не понаслышке знает о нацистской жестокости — его родители были убиты фашистами в 1941 году. Режиссер спектакля — Миндаугас Карбаускис. В двухчасовом действии через судьбу одного человека повествуется о жизнях тысяч еврейских семей. Авраам Липман в библейской манере повествует, как умирали его дети. У каждого из них была своя история жизни. Инна была популярной певицей. Рахиль обрела семейное счастье, правда, оно оказалось недолговечным. Касриэл был находчивым и сообразительным, правда, погиб он не от руки нацистов, а от отцовской. Просто в семье Липман всеобщее благо ставилось превыше собственного. Исаак был мечтателем, все время нарушал правила гетто, например, пытался пронести любимой девушке цветы. Были и другие дети у Авраама Липмана…

Сила спектакля в мелочах. Струнная музыка, доносящаяся из хриплого репродуктора, вдруг замирает на одном аккорде, превращаясь в пытку.

Как и в других своих работах, режиссер Карбаускис использует любимый сценический прием — предельный аскетизм. Это прослеживается и в сценографии: гетто похоже на зал, где проходит шахматный турнир. И в самой интонации повествования: о самых страшных, душераздирающих событиях артисты РАМТа сообщают сдержанно, почти буднично. «Мне раздробили пальцы…». «Мой муж погиб…». «Наших детей увезли…». «Я надел на шею петлю…». Эта будничность заставляет содрогаться.

В целом сам роман Ицхокаса Мераса ничего не добавляет к уже известному ранее об ужасах немецких концлагерей. А концентрация ужасов должна убедить окончательно в том, что евреям в этих лагерях жилось очень плохо. Тут и уже упомянутые дети, которых увозят «на санобработку», и суррогатное материнство, и запрет на пристойный, человеческий быт…

Финал — и тишина в зрительном зале… Спустя минуты прозвучали первые аплодисменты, белорусы стоя благодарили труппу РАМТа.

АННА МАЛУШЕНКО, malushenko@vayar.sml.by

277 views

Комментарии запрещены.