«ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН»

Вместо лыж у военных спортсменов — стальные траки Т‑72Б, палки заменяет мощный дизельный двигатель, а вместо стрельбы из мелкокалиберной спортивной — стрельба штатным 125‑мм артиллерийским выстрелом и упражнения, выполняемые из зенитного пулемета НСВТ, пуски управляемых противотанковых ракет. В таком биатлоне могут участвовать только настоящие профессионалы.

Сейчас на 230‑м общевойсковом полигоне проходит заключительный этап подготовки белорусских танкистов перед «сражением» за звание лучшего танкового экипажа.

С 12 по 17 августа 2013 года танкисты наших Вооруженных Сил будут участвовать в международных соревнованиях «Танковый биатлон» на базе учебно-тренировочного комплекса «Алабино» в Российской Федерации. Всего будут соревноваться четыре экипажа — из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения.

Ошибка — время, промах — круг штрафной

Считанные дни остались до окончания подготовки. На 230‑м общевой­сковом полигоне под Барановичами механики-водители отрабатывают навыки вождения на максимальной скорости, преодолевают заграждения и траншеи. Экипаж тренируется в загрузке снарядов и стрельбе по мишеням на расстоянии от 900 до 2.000 метров.

Основная задача стоит перед командиром танка, который должен с первой попытки поразить вертолетную мишень на дальности около 900 метров. При промахе экипажу начисляется штрафной полукилометровый круг. Все — как в классическом биатлоне.

Одно из самых сложных заданий — стрельба 125‑мм артиллерийским выстрелом, как говорят люди в черных комбинезонах, «с борта в движении». Для того чтобы поразить мишень, танкисты должны развернуть башню с орудием под прямым углом к направлению движения. Такое упражнение для наших танкистов — новинка, и недостаточно подготовленный экипаж вряд ли сразу с этой задачей справится. Однако частые тренировки делают свое дело, и пора­зить мишень с ходу с борта — уже не проблема.

— В настоящее время экипажи завершают подготовку к соревнованиям и готовы выступить на международных состязаниях «Танковый биатлон». Сейчас они оттачивают отдельные вопросы по программе соревнований. Хочу пожелать им удачи, надеюсь, и в Подмосковье они покажут такие же результаты, как на этой тренировке, — сказал старший офицер 1‑го отдела 2‑го управления главного управления боевой подготовки подполковник Владимир Гребенчук.

Соревнования в Алабино будут состоять из нескольких этапов. На первом важна выучка механика-водителя. Он должен набрать максимальную скорость и продемонстрировать навыки преодоления препятствий. В случае задевания столбов и при других нарушениях судьи будут добавлять штрафные секунды. Так, за сбитую указку к общему времени прохождения трассы будет прибавлено десять секунд. Каждая ошибка может опустить команду на нижнюю строку турнирной таблицы.

На втором этапе после прибытия в назначенный для стрельбы пункт экипаж должен загрузить боеприпасы, обнаружить мишень и начать стрельбу. Расстояние от танка до цели — 1.800–2.200 метров. По условиям соревнований, при промахе экипаж заходит на штрафной круг, а если цель поражена — продолжает движение.

В рамках соревнований танки будут проходить брод, колейный мост, проход в минно-взрывном заграждении, также необходимо будет преодолеть несколько скоростных участков.

Тяжело в учении…

Основной экипаж состоит из военнослужащих танковой роты 355‑го отдельного гвардейского танкового батальона 120‑й отдельной гвардейской механизированной бригады командира взвода гвардии старшего лейтенанта Артема Богданова, наводчика-оператора гвардии рядового Алексея Краснопрошина и старшего механика-водителя гвардии рядового Игоря Бабича. Второй экипаж приехал на Обуз-Лесновский полигон из 6‑й отдельной гвардейской механизированной бригады. В его составе командир взвода гвардии лейтенант Евгений Леоненко, наводчик-оператор гвардии рядовой Владимир Барановский и механик-водитель гвардии рядовой Николай Шинкевич.

Распорядок дня лучших танкистов Вооруженных Сил Республики Беларусь расписан поминутно. Подъем в шесть часов утра, завтрак и подготовка техники в парке. В восемь часов танки выстраиваются у кургана Русский на Обуз-Лесновском полигоне, экипажи проходят инструктаж. После того как руководитель занятия поставил задачу членам экипажа, по радиостанции звучит команда: «Заводи». Мощный 840‑сильный дизельный двигатель нарушает тишину еще спящего полигона. Свежий после дождя воздух моментально наполняется запахом масла и дизельного топлива. Командиры танков, сидя на броне, жестами показывают друг другу что-то вроде: «Сегодня про­играешь ты!». При этом на лицах парней улыбки. Конечно, не важно, кто сегодня одержит победу, главное испытание ждет танкистов в России.

Тишину радиоэфира прерывает строгий голос руководителя занятий:

— «Первый», я «Вышка». По маршруту упражнения с выполнением стрельбы ПТУР, зенитного пулемета НСВТ и осколочно-фугасным снарядом — вперед!

Одновременно с ревом стального двигателя запускается секундомер на вышке. Танк с бортовым номером 223 под командованием гвардии старшего лейтенанта Артема Богданова набирает максимальную скорость на прямом участке трассы и, практически не снижая ее, начинает петлять по змейке. За время тренировок земля на этом участке превратилась в пашню. Мощные траки семьдесятдвойки вспахивают землю на каждом повороте. Танк исчез из вида, но по вибрации под ногами понятно, что скоро он снова окажется в поле зрения. Через несколько секунд «стальной солдат» появляется на горизонте и останавливается. Экипаж быстро, но без лишней суеты спрыгивает с боевой машины и начинает загрузку боеприпасов. Три артвыстрела и управляемая ракета. Для загрузки боеприпасов для пулемета производится еще одна остановка. После того как снаряды загружены, танк снова выходит на трассу. Ребята Артема Богданова выполнили норматив за тридцать с лишним секунд, время на оценку «отлично» — одна минута пятнадцать секунд.

Танк подлетает к рубежу открытия огня. Впереди, на расстоянии около двух километров, появляется мишень. Залп! Управляемая ракета, оставляя за собой красный хвост, разносит мишень вдребезги. Рация у руководителя занятий снова оживилась:

— В центр цели.

Радости или удивления в голосе наблюдателя нет. Попадание в середину мишени — дело обычное на таких тренировках.

Звучит сигнал, и танк снова устремляется вперед. Следующее испытание — стрельба с борта (танкисты еще называют ее фланговой). Все три выстрела выполняются в движении. Ребята поражают каждую мишень, уменьшая шансы на победу будущим соперникам. Снаряды с ювелирной точностью попадают в цель, иногда оставляя от нее лишь деревянный каркас.

Результат зависит от всего экипажа. Как считают танкисты, 30% успеха — от грамотных действий командира, 30% — от мастерства вождения водителя-механика, столько же — от точной наводки наводчика-оператора и лишь десять — от удачи. Погода, как и возможное волнение экипажа, роли не играет. Все движения отточены до автоматизма. Как шутят офицеры главного управления боевой подготовки и специалисты по техническому обслуживанию танков, даже если оптические прицелы полностью зальет водой или грязью, экипаж по каналу ствола сможет прицелиться и поразить мишень.

После того как в ведомости результатов появляются плюсы, танк выходит на завершающий этап трассы — преодоление брода, колейного моста и прохода в минно-взрывном заграждении. Все элементы максимально приближены к реальной трассе на полигоне Алабино. Танк выходит на финишную прямую, разгоняется до скорости в 60 и более километров в час. Финиш. Лучший результат за все время тренировок.

На старт уверенно выдвигается танк гвардии лейтенанта Евгения Лео­ненко с номером 222 на башне. Для себя молодой офицер поставил задачу — побить рекорд товарища…

Грядут большие перемены

В современном бою танк остается одним из самых эффективных средств на поле боя и не потеряет этого качества в обозримом будущем. Однако, кроме выдающихся характеристик нашей бронетехники, на боевую эффективность танковых подразделений влияет качество подготовки экипажей, их опыт и слаженность. Подготовка к танковому биатлону по новой для Беларуси методике серьезно улучшит все эти показатели.

Ценность таких тренировок в целом очень велика. Танковые экипажи обязаны научиться выполнять боевые задачи в условиях, близких к условиям реального современного боя. На полигонах отрабатываются навыки стрельбы, на полевых выходах и учениях экипажи получают опыт вождения, прохождения маршрутов и пре­одоления препятствий. Но у всех этих видов боевой подготовки есть два минуса: в них разделены упражнения на движение и на поражение целей, также они не ставят экипажи в условия жесткого ограничения по времени. Тогда как в реальном бою движение, поиск целей, наведение оружия и поражение целей должны происходить одновременно. При этом экипаж должен действовать быстро и слаженно.

Кроме того, танк в современном бою достаточно уязвим, поскольку противотанковые средства на поле боя — явление нередкое. Сегодня пехота имеет противотанковые гранатометы и управляемые ракеты. Не стоит забывать и про артиллерию и авиацию. Чтобы выполнить в этих условиях боевую задачу, танку требуется как минимум не быть уничтоженным или выведенным из строя до того, как сам он сможет применить свою немалую огневую мощь. Танк должен поразить противника, не дав подбить себя. И для этого у экипажа есть немало возможностей.

Занятия по огневой подготовке, организованные по новой методике, позволят повысить выживаемость танка на поле боя, увеличив его подвижность. Активное маневрирование на местности танковых подразделений серьезно затруднит наведение на них тех средств поражения, которые не являются средствами прямой видимости (артиллерии и авиации).

Также подготовка по новой методике позволит вести огонь с борта, что ранее не применялось в наших Вооруженных Силах. Таким образом, если во время движения экипаж танка обнаружил цель в пределах прямой видимости — по ней можно заказывать поминальную службу. Эффективность танка в бою зависит от того, как быстро экипаж сделает выстрел.

Стандартный боевой цикл (движение — поиск цели — наведение оружия — выстрел — движение) позволит занимать как можно меньше времени в реальном бою. Причем не только на открытой местности, где танк должен активно перемещаться, но и для боя на сложной местности, например в городе или в горах.

— Для нас принципиально важно, чтобы экипаж не только имел хорошие навыки вождения и умел отлично стрелять, — считает старший офицер 1‑го отдела 2‑го управления главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Республики Беларусь подполковник Владимир Гребенчук. — Важно, чтобы его действия были слаженными в едином боевом цикле и быстрыми, чтобы операции членов экипажа были отработаны и направлены на скорость поражения цели. И танковый биатлон — как раз тот вид боевой подготовки, который отрабатывает эти навыки экипажа. Соревновательность здесь будет только плюсом. После окончания соревнований офицеры управления боевой подготовки приступят к переработке нормативно-правовых актов, и, возможно, танковый биатлон теперь станет одним из самых эффективных видов обучения и положительным образом скажется на качестве боевой подготовки наших танковых экипажей.

* * *

До начала соревнований остались считанные дни. Лучшие танкисты стараются отвести от себя волнение, прекрасно осознавая, что за них будут болеть сослуживцы, друзья, родственники. Учебно-тренировочный полигон Алабино уже готов принять танковые экипажи. Приготовлены и специально перекрашенные в яркие цвета «спортивные» танки. После прибытия на полигон нашим танкистам методом жеребьевки будет предоставлена незнакомая семьдесятдвойка. Уверен, что и с ней ребята найдут общий язык. Так же, как сдружились и с нашими танками. Ведь только в таком тандеме возможно добиться победы.

Посмотреть видео можно по ссылке: http://youtu.be/XEcI-34XGkc

Старший лейтенант АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, ivanov@vayar.sml.by, фото автора

Комментарии запрещены.