РОВЕСНИК ОПЕРАЦИИ «БАГРАТИОН»

Ветерану железнодорожных войск и ДОСААФ генерал-майору в отставке Анатолию Степуку 16 июня исполнилось 70 лет.

Генерал-майор в отставке Анатолий Степук — ровесник освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. 16 июня нынешнего года ему — ветерану железнодорожных войск и почетному члену Центрального совета ДОСААФ­ СНГ исполнилось 70 лет.

Анатолий Степук родился накануне знаменитой Белорусской наступательной операции «Багратион». И это совпадение, похоже, стало знаковым в жизни Анатолия Яковлевича, наложило отпечаток на всю его жизнь, привело на почетную, но трудную стезю человека в погонах, которой он отдал 44 года. Можно сказать, с молоком матери Анатолий Яковлевич впитал неукротимый дух свободы и независимости. Именно такой моральный подъем тогда — в далеком 1944 году царил в душах людей, настрадавшихся от зверств и бесчинств фашистов. И именно таким закаленным и независимым стал его характер за время насыщенной событиями жизни и трудной офицерской службы.

Адрес службы — Советский Союз

Анатолий Степук родился в местечке Камень Лепельского района на Витебщине. В июне 1944 года его родители — Агафья Ульяновна и Яков Иванович находились на оккупированной территории.

Немцы выгнали семью из родного дома в сарай. А когда озверевшие фашисты подожгли их деревню, Степукам пришлось бежать в лес к партизанам. В это время советская авиация начала бомбить немецких поджигателей. Агафья Ульяновна забралась под лошадь, интуитивно накрыв своим телом новорожденного Толю. Невдалеке уже шел бой, и одна из шальных пуль прострелила лошади ухо. Кровь капала на маму с грудничком, но животное даже не дернулось, боясь повредить хозяев. Поэтому, можно сказать, что Анатолий Степук в рубашке родился, да еще под грохот бомб и треск пулеметных очередей.

Генерал-майор Анатолий Степук в мемориальном комплексе «Хатынь»

Он воспитывался в многодетной крестьянской семье, где у каждого ребенка были свои обязанности по хозяйству. А их было — ни много ни мало — восемь братьев и сестер. Родители все силы отдавали тяжелому крестьянскому труду и воспитанию детей. Анатолию одновременно с учебой в школе приходилось работать на родительском подворье. В трудное голодное послевоенное время он с лихвой хлебнул тягот и лишений того сложного периода. Затем юношей Анатолий работал токарем станкостроительного завода в областном центре, трактористом колхоза «Колхозная правда», помощником экскаваторщика, бригадиром по дренажу.

А потом была срочная служба. 1 декабря 1963 года коротко стриженный, ладно скроенный курсант Степук в новенькой военной форме принимал присягу на плацу 174-го­ учебного танкового полка в Печах. После «учебки» его направили служить в Боровуху‑1 на должность командира танка, а в последующем он стал старшиной танковой роты.

Но когда пришла пора сделать профессиональный выбор, Анатолий изменил танковым войскам и решил поступать в Ленинградское ордена Ленина, Краснознаменное училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Паренек из далекой белорусской глубинки, он успешно сдал вступительные экзамены и уверенно шел сквозь курсантские годы, став впоследствии старшиной курса. В 1968 году он окончил знаменитый военный вуз с отличием.

С тех пор много воды утекло, а водоворот больших дел, покорившихся офицеру Степуку, превратился в бурную реку судьбы. Она навсегда связала его с железнодорожными войсками. За плечами Анатолия Яковлевича — нелегкая служба в восьми военных округах Советского Союза. Он с семьей колесил по военным гарнизонам от Прибалтики до Забайкалья. За это время Анатолий Степук участвовал в строительстве подъездных путей в Жигулевске — к ВАЗу, в Набережных Челнах — к КамАЗу, в Прибалтике — к Игналинской АЭС, к стартовым площадкам космических кораблей на Байконуре. Строил он и железные дороги в Монголии, участвовал в стыковке восточного и западного участков Байкало-Амурской магистрали.

В 1975 году Степук окончил Военную академию тыла и транспорта. Ему предлагали высокую должность в Москве, но он отказался в пользу родной Беларуси. С 1989 года Анатолий Яковлевич проходил службу в Белорусском военном округе. Три года он командовал 30‑й отдельной Краснознаменной железнодорожной бригадой, которая в настоящее время дислоцируется в Жодино. Части этого соединения участвовали в строительстве вторых путей железнодорожных участков Гомель — Жлобин — Осиповичи, Калинковичи — Овруч, Гомель — Тереховка, Лунинец — Ракитное, построили сотни километров подъездных путей к промышленным предприятиям и другим объектам народного хозяйства страны.

В лихие 90‑е отстоял «железные» войска

С распадом Советского Союза становление железнодорожных войск в новообразованном суверенном государстве шло с большим скрипом. Был момент, когда попросту решалась их судьба, вместе с судьбами тысяч военнослужащих и членов их семей. По сути, стоял почти гамлетовский вопрос — быть или не быть «железным» войскам.

В то смутное и сложное время Анатолию Яковлевичу пришлось лично бороться за победу здравого смысла и судьбы военных железнодорожников. Он обивал пороги многих начальственных кабинетов, эмоционально и искренне отстаивая целесообразность сохранения «стальных» войск. В 1992 году комбриг Анатолий Степук рискнул обратиться к первому заместителю премьер-министра Республики Беларусь Михаилу Мясниковичу. И Анатолию Яковлевичу предоставили шанс быть услышанным — предложили выступить в Верховном Совете страны с обоснованием доводов в защиту железнодорожных войск.

И тут для офицера Степука наступил настоящий момент истины, он, не оглядываясь, пошел в атаку с открытым забралом. Помните, как пел Владимир Высоцкий: «Я сейчас взорвусь как триста тонн тротила, во мне заряд нетворческого зла». Так и мощная, напористая энергия военного профессионала, облаченная в железобетонные доводы, буквально встряхнула «умиротворенное парламентское царство». Народные избранники, даже очень далекие от понимания военной науки, осознали значимость и необходимость железнодорожных войск на данном этапе развития государства.

Генерал-полковник Сергей Маев и генерал-майор Анатолий Степук с участниками международного автопробега ДОСААФ

Степук убедил депутатов в том, что в нашей стране необходимо сохранить железнодорожную технику, с помощью которой предстоит строить подъездные пути к белорусским предприятиям, а также ликвидировать последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Выслушав эти и другие весомые доводы, парламентарии единогласно проголосовали за сохранение железнодорожных войск как жизненно важных для становления молодого государства.

Именно благодаря настойчивости Анатолия Степука удалось сохранить железнодорожные бригады и батальоны, оставшиеся в нашей стране. 18 декабря 1992 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 760 «О железнодорожных войсках» были определены состав, предназначение и задачи этого вида войск, они стали специальным воинским формированием нашего государства. Таким образом, с 1992 года началась новая история железнодорожных войск суверенной страны. С декабря этого же года их возглавил генерал-майор Анатолий Степук, впоследствии — начальник железнодорожных войск и начальник департамента транспортного обеспечения Министерства обороны.

И служба, и работа в интересах страны

Уже в первые месяцы после создания железнодорожных войск Республики Беларусь их командующий особое внимание уделял боевой и мобилизационной подготовке. Из года в год в ходе командно-штабных, батальонных и ротных тактико-специальных учений совершенствовалась полевая выучка войск. «Сложности в экономической ситуации в стране в начале 90‑х годов, — вспоминает Анатолий Степук, — заставили искать тогда нетрадиционные пути совершенствования боевой и специальной подготовки войск. Одной из таких форм по нашей инициативе и стали учебно-практические занятия на объектах народного хозяйства. Как показала в дальнейшем практика, подобная система подготовки воинов оказалась наиболее эффективной и оптимальной. В зимний период обучения они осваивали общевойсковые дисциплины, в летний — трудились на объектах».

В соответствии с новой системой учебно-практической деятельности выполнялись подрядные работы, близкие к штатному предназначению. Такая форма подготовки войск дала ощутимый результат в развитии народнохозяйственного и транспортного комплекса. Благодаря методу тактико-специальных учений воины получали необходимые навыки. В результате таких учебно-практических занятий только за несколько лет были введены в эксплуатацию 69 объектов различного назначения, в том числе 6 наплавных автодорожных мостов общей протяженностью 1.030 метров, 5 пешеходных мостов общей протяженностью более 350 метров, свыше 20 километров подъездных железнодорожных путей, реконструировано около 12 километров трамвайных путей, проложено 110 километров линий связи.

С 1994 года командование железнодорожных войск Беларуси отрабатывало специальную подготовку на реконструкции трамвайных путей города Минска. Первым экзаменом стал ремонт путей у Минского тракторного завода. Порадовали воины-железнодорожники и жителей Витебска, отремонтировав 2,5 километра трамвайных путей к 100‑летию витебского трамвая.

Большая семья Степук. Анатолий Степук в военной форме

Под руководством генерала Степука соединения и части подчиненных ему войск участвовали в ремонте железнодорожных подъездных путей к предприятиям «Вертилишки», «Лидское», «Керамин», «Коммунарка», БМЗ, БелАЗ, Белшина, проводили капитальный ремонт путей и сооружений на Белорусской железной дороге. Воины-железнодорожники помогали прокладывать кабельные линии связи, осуществляли демаркацию государственной границы с Литвой, проводили отдельные работы на Минской кольцевой автомобильной дороге, на строительстве здания Национальной библиотеки в столице, в республиканском горнолыжном центре «Силичи» и многие другие.

Методом тактико-специальных учений были наведены наплавные автодорожные мосты на реке Сож, через Днепр — у станции Копысь — Александрия, соединил берега Западной Двины мост у Верхнедвинска. Благородный труд воинов‑железнодорожников жители этих и других населенных пунктов до сих вспоминают добрым словом: теперь им не приходится по несколько часов затрачивать на объезд водной преграды, а транспорту — наматывать лишние десятки километров.

Вырученные от хозяйственной деятельности средства воины-железнодорожники направляли на развитие материальной базы войск, благоустройство военных городков, строительство жилья для семей военнослужащих.

Остров, «линия» и вера в душе

Воинами-железнодорожниками были отремонтированы и благоустроены закрепленные за воинскими частями памятники и обелиски. Особой гордостью Анатолия Степука является участие в возведении Острова Мужества и Скорби, расположенного в Троицком предместье Минска. У истоков создания памятника были воины-«афганцы», матери погибших, Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане и многие другие. В числе первых откликнувшихся на призыв создать мемориал был командующий железнодорожными войсками генерал-майор Анатолий Степук.

На протяжении нескольких лет с момента установки закладного камня в 1988 году здесь ударно трудились воины-железнодорожники, выполняя основные строительные работы. «Мемориал создан не только в память о тех, кто воевал. Он предназначен для всех живущих как наша общая боль, память и крик души против войны», — считает Анатолий Яковлевич.

Еще один исторический памятник, который сегодня широко известен в нашей стране и за ее пределами, — историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Он был создан в рамках выполнения указания главы государства о сохранении исторического наследия белорусского народа, связанного с защитой Родины в годы Великой Отечественной войны, по инициативе благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана». Всего несколько месяцев понадобилось воинам железнодорожных войск, чтобы совместно с подразделениями инженерных войск, других силовых структур и гражданскими дорожно-строительными организациями вдохнуть вторую жизнь в уникальные сооружения военного периода.

Гордость военных железнодорожников — участие в последние годы в реконструкции мемориальных комплексов «Курган Славы» и «Хатынь». Высокая оценка железнодорожным войскам дана Президентом Республики Беларусь при посещении Верхнедвинска и биатлонного полигона «Заячья поляна» в Логойском районе: «Ваши войска никогда не подводили. Где бы они ни трудились — на Кургане Славы, спортивных объектах, при строительстве дорог, они сделают все качественно и в срок», — отметил глава государства, обращаясь к руководителю военных железнодорожников генерал-майору Анатолию Степуку.

И еще об одной особой заслуге «железного» генерала. В городе Слуцке на территории 307‑й отдельной железнодорожной бригады силами военнослужащих части построена церковь в честь покровителя православного воинства благоверного князя Александра Невского. В торжественной церемонии освящения храма участвовал Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет. Кстати, впоследствии Анатолий Степук был награжден орденом Дмитрия Донского.

Наводил «стратегические мосты» в СНГ

В период реформирования Вооруженных Сил белорусские железнодорожные войска вошли в состав Региональной группировки войск СНГ. Вместе с тем современный характер военных действий потребовал пересмотра организации управления транспортным обеспечением Вооруженных Сил. Характер задач, выполняемых железнодорожными войсками, не в полной мере соответствовал современным требованиям комплексного и рационального применения сил и средств транспортного обеспечения и экономическим возможностям государства. Согласно Указу Президента страны от 10 мая 2006 года № 312, на базе существующих железнодорожных, автомобильных и дорожных войск были созданы транспортные войска Беларуси. Образовался департамент транспортного обеспечения Министерства обороны, который возглавил генерал-майор Анатолий Степук. Необходимость этого решения была убедительно доказана на армейских учениях, прошедших в последние годы.

Велика роль Анатолия Яковлевича в деле укрепления сотрудничества между железнодорожными войсками Беларуси и России. Он понимал, что нельзя недооценивать огромное значение железнодорожных коммуникаций в обеспечении жизнедеятельности государства, необходимость их надежной защиты. Поэтому именно с его активным участием была разработана и запущена совместная программа «Развитие железнодорожного транспорта в интересах обеспечения безопасности Союза Беларуси и России».

— Такая программа по созданию единой системы технического прикрытия железных дорог жизненно необходима, поскольку транспортная безопасность — это часть экономической безопасности страны, и тем более Союзного государства, — подчеркивает Анатолий Яковлевич.

За активную работу по укреплению дружеских отношений между белорусским и российским народами генерал-майору Анатолию Степуку вручили медаль лауреата конкурса «России верные сыны». За годы службы ратный труд генерал-майора Анатолия Степука был отмечен орденами «За службу Родине» II и III степени (причем, первый из них за номером № 0001), 28 медалями СССР и Республики Беларусь. Он член-корреспондент Академии транспорта Российской Федерации, удостоен званий «Почетный железнодорожник», «Ганаровы транспартнік Рэспублікі Беларусь», «Заслуженный специалист Вооруженных Сил Республики Беларусь». Приказом министра обороны Республики Беларусь Анатолий Степук зачислен почетным солдатом автомобильной роты 174‑го отдельного железнодорожного батальона механизации. А также Анатолий Яковлевич — почетный гражданин города Лепеля.

Рельсы судьбы привели в ДОСААФ

После должности начальника департамента транспортного обеспечения Министерства обороны генерал-майор Анатолий Степук сменил вид деятельности. Он стал председателем Центрального совета ДОСААФ. Масштабное мышление, огромный опыт организаторской и управленческой работы, производственно-хозяйственной деятельности, твердость и последовательность явились определяющими факторами при назначении его на этот ответственный пост. С 2007 по 2012 год Анатолий Яковлевич возглавлял оборонное общество. За этот период структуры ДОСААФ внесли значительный вклад в дело военного обучения и патриотического воспитания молодежи, укрепления оборонного потенциала нашей страны, успешно выполняли государственно-значимые задачи.

И сегодня опыт и знания генерал-майора в отставке Анатолия Степука востребованы в оборонном обществе. Сейчас он директор учреждения «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов ДОСААФ». Здесь готовят водителей, бухгалтеров и военных радиотелеграфистов, занимаются повышением квалификации руководящих кадров оборонного общества. И в свои 70 лет Анатолий Яковлевич по-прежнему обладает желанием и энергией трудиться на благо Отечества. Остается пожелать ему крепкого здоровья, благополучия и успешной реализации всех жизненных и служебных планов!

Капитан 2 ранга запаса АНДРЕЙ ДРОБ, начальник пресс-центра ДОСААФ, фото автора

 

 

571 views

Комментарии запрещены.