ГАЗ‑233036 «ТИГР»: ИСПЫТАНИЯ В ВОЙСКАХ

Грязь, бездорожье, глубокие броды с водой, разбитая танковая дорога — вот лишь небольшой перечень препятствий, которые приходится преодолевать этому трудяге-броневику на полигоне Лосвидо близ Витебска. Еще и десантники его не жалеют — нужно ведь испытать будущий образец вооружения нашей армии на полную катушку!

А о журналистском тест-драйве ГАЗ‑233036 «Тигр» вы сейчас узнаете во всех подробностях…

Признаюсь, внешность «Тигра» совсем не привлекает внимания. Корпус угловатый, «морда» с лобовыми стеклами очень уж смахивает на кабину «Хаммера». Колеса с выступающей ступицей явно позаимствованы у бронетранспортера БТР‑80. Скажу больше: во «внешности» его ничего, что бы вызвало страх или боязнь, нет. Напротив — миловидная, слегка насупившаяся «мордочка» ласкового тигренка. Зато броня у «Тигра» очень даже серьезная — пятого уровня бронезащиты. Для сравнения: бронетранспортер БТР‑80 (более мощная и тяжелая техника) снабжен броней шестого уровня. Толщина стекол у героя этой публикации — почти пять сантиметров.

Во время проводимых в России испытаний аналогичные стекла выдерживали не менее трех попаданий в них пули 7,62 мм со стальным сердечником. А наехав на мину, «Тигр» лишь удивленно вздрагивал. Это рассказали мне знакомые из московского ОМОНа, которые сами принимали участие в испытаниях этих бронеавтомобилей.

Пока количество «Тигров» в Беларуси можно подсчитать на пальцах одной руки. Несколько образцов состоят на вооружении нашего столичного ОМОНа, один находится на заводских испытаниях в ОАО «МЗКТ», еще один — у витебских десантников. Но ожидается, что белорусская популяция «Тигров» в ближайшее время существенно вырастет количественно.

…Беру в руки ключ от замка зажигания. К слову, такой же, как в «Жигулях». Вставляю его в личинку замка и привычным движением поворачиваю ключ по часовой стрелке. В этот момент «хищник» злобно рыкнул, а затем замурлыкал, словно котенок.

Пора поговорить о технической начинке совместного детища минских и арзамасских автостроителей.

Под капотом этого монстра — турбодизельный двигатель ЯМЗ объемом почти 4,5 литра, который выдает мощность свыше 210 лошадиных сил. Уверенности как на дороге, так и на бездорожье этому автомобилю придает пятиступенчатая коробка переключения передач.

Крейсерская скорость внедорожника — около 100 километров в час. Подвеска — независимая и очень надежная. Увеличенный дорожный просвет и автоматическое регулирование давления в шинах делают машину сверхпроходимой.

Из прелестей комфорта в салоне лишь печка да кондиционер. И то, скорее, это необходимость. Попробуйте в тридцатиградусную жару проехать в бронированном кузове с закрытыми окнами!..

Теперь оценим интерьер. В передней части машины всего два сиденья, разделенных перегородкой трансмиссии. За спиной водителя места для экипажа. Сиденья заимствованы у БТР‑80, материал отделки — черный дерматин. Дорогим и тем более удобным кресло не выглядит. Но со своей основной задачей оно справляется отлично — я почувствовал это во время испытаний. Есть в салоне и ремни безопасности. Хотя сомневаюсь, что боец будет пристегиваться ремнями при движении по бездорожью… А на трассе пусть пристегиваются те, кто рядом с «Тигром» едет!

Пару слов об эргономике места водителя. Панель приборов схожа с обновленной «ураловской» приборкой. Все контрольные лампы и указатели читаются без проблем и не перекрываются рулем при выполнении поворотов. Необходимые кнопки и переключатели — под рукой. Рычаг коробки переключения передач (КПП) с короткой кулисой — как в современных спортивных автомобилях. В салоне этого военного авто нет излишеств, есть лишь штурманская лампа подсветки карты на месте старшего машины и плафоны освещения над сиденьями экипажа.

Внутри «Тигр» обшит камуфлированной тканью, которая не только играет эстетическую роль, но и выполняет определенные функции с целью защиты личного состава от рикошетных осколков. Кроме того, под обшивкой спрятаны жгуты проводов.

Теперь начнем сам тест-драйв! Выжимаю педаль сцепления и включаю первую передачу. Ручка КПП с характерным щелчком подалась назад (расположение передач схоже со схемой переключения на КамАЗе). Плавно отпуская сцепление и нажимая на педаль газа, начинаю движение. Чувствуется мощь под капотом. Логично: согласно технической документации, время разгона до сотни кэмэ в час не должно выходить за тридцатисекундный рубеж.

Съезжаю с асфальтированной дороги, заезжаю в лес. Видимо, когда-то здесь была дорога. Теперь осталось только направление…

— Если застрянем — поможет лебедка, — провоцирует на максимум драйва штатный водитель этой машины. — Забирайся в самую грязь!..

Рыча, наш «хищник» рвется вперед. Возникает ощущение, будто дикого зверя посадили на цепь, а он, верный своей вольной натуре, пытается ее порвать. Метр за метром «Тигр» пропахивает «носом» грязь, через пару минут он вырывается из «плена» на свободу. И лебедка не понадобилась!

Словно радуясь освобождению, «хищник» мгновенно набирает скорость. Через несколько секунд стрелка спидометра достигает отметки 60 километров в час. И это по разбитой лесной дороге!..

На самом деле приручить этого четырехколесного «хищника» несложно. Несмотря на грозный внешний вид и не самое мирное название, «Тигр» очень послушен в управлении. Гидропневматические тормоза, независимая подвеска и еще множество прогрессивных технических штучек делают езду на нем простой и комфортной.

Блокировка межосевого дифференциала включается кнопкой на панели. А понижающий ряд трансмиссии — рычагом. Причем переключать его нужно не с богатырской силой, как на УАЗе, достаточно небольшого усилия. Благодаря огромному впечатляющему ходу подвески этому автомобилю абсолютно без разницы, где и как ехать. При преодолении различного рода кочек, бортиков или иных преград подвеска разве что слегка качнет «Тигр». Даже «лежачего полицейского» за рулем ГАЗ‑233036 можно проезжать не притормаживая.

Оказавшись за рулем «Тигра», я окончательно убедился в том, что эта машина собрана в лучших традициях советского автостроения из современных деталей и запчастей. Да, в салоне броневика вы не найдете бардачков и подстаканников для колы, зато со своей главной задачей — доставкой личного состава и грузов в условиях бездорожья — «Тигр» справляется с легкостью. Наверняка, именно поэтому такие бронеавтомобили были приняты на вооружение в армиях Российской Федерации, Армении, Казахстана, Уругвая, Таджикистана, Монголии, Китая, Конго и ряда других стран, в настоящее время решается вопрос о постановке данных образцов военной техники и в наши Вооруженные Силы.

Тактико-технические характеристики

Длина, мм — 4610

Ширина, мм — 2.200

Высота, мм — 2.000

Колесная база, мм — 3.000

Дорожный просвет, мм — 400

Колесная формула — 4 х 4

Грузоподъемность, кг — 1.500

Вместимость, чел. — 2–10

Шины, размерность — 335/80R20

Снаряженная масса автомобиля, кг — 7.000

Максимальная скорость, км/ч –140

Угол преодолеваемого подъема, град. — 45

Допустимый крен при движении по косогору, град. — 30

Глубина преодолеваемого брода, м — 1,2

Угол свеса передний/задний, град. — 52/52

Минимальный радиус поворота, м — 8,9

Старший лейтенант АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, ivanov@vayar.sml.by, фото автора

 

 

 

 

998 views

Обсуждение закрыто.