«РЕСПУБЛИКА-ПАРТИЗАНКА»


Итоги года военного туризма

2014 год был объявлен Годом военного туризма. И этому способствовала полученная в ходе войн прошлого столетия репутация Беларуси как «республики-партизанки». Свидетельство тому — мемориальные комплексы, бюсты, братские могилы, монументы и обелиски. Военно-патриотические объекты остаются одним из главных белорусских брендов.

Объекты, посвященные войне 1812 года

Объекты, посвященные Первой мировой войне

Объекты, посвященные Великой Отечественной войне

Немного статистики в подтверждение: мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» с января по октябрь уходящего года уже посетило свыше 360 тысяч человек, а историко-культурный комплекс «Линия Сталина» — более 238 тысяч туристов. Консультант отдела планирования и организации туристической деятельности департамента по туризму Министерства спорта и туризма Марина Масташова рассуждает о перспективах и метаморфозах сферы военно-патриотического туризма в Беларуси.

— Марина Вениаминовна, 2014 год, объявленный Годом военного туризма в нашей стране, завершается. Почему была выбрана именно такая тематика и какие из поставленных целей и задач удалось достичь?

— Нынешний год ознаменован двумя важными датами: 70‑летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 100‑летием начала Первой мировой войны. Поэтому Министерством спорта и туризма было принято решение задать 2014 году именно военно-патриотическую тематику. К тому же в связи с проведением в столице чемпионата мира по хоккею ожидался наплыв иностранных гостей.

Целью заявленной темы стало обновление, разработка, создание туристических маршрутов, связанных с военно-патриотической направленностью.

Если говорить о том, насколько военная тематика значима в экскурсионных маршрутах Беларуси, то начиная еще с советских времен, когда в конце 1960‑х годов было создано Бюро путешествий и экскурсий, наша страна была знаменита военной историей. Белорусские земли в силу геополитического положения не раз первыми принимали удар противника во время военных лихолетий. Поэтому мест, связанных с историческими событиями, у нас много, и они строго охраняются. Было создано огромное количество мемориалов, посвященных Второй мировой войне. Уверена, что практически каждый наш гражданин хоть раз посещал эти памятные места. А в текущем году мы пытались интерес к этой теме подогревать презентациями новых экскурсионных маршрутов во время выставок, семинаров и выездных занятий. К примеру, Министерство спорта и туризма организовало выезд преподавателей ведущих белорусских вузов, представителей СМИ, туроператоров, гидов и экскурсоводов на открытие мемориала памяти героев и жертв Первой мировой войны в Сморгони. После поездки многие туроператоры заинтересовались этим направлением и стали включать его в список предлагаемых экскурсий.

— Не устарело ли понятие «военно-патриотический туризм»? Пользуется ли этот сегмент туристического рынка популярностью?

— Беларусь традиционно ассоциировалась с понятием «республика-партизанка». Брестская крепость, Хатынь — всемирно известны. Это трагедия нашего народа. Возможно, сегодня военная тема не на первых ролях в экскурсионных турах, однако туристы неизменно хотят посетить именно эти объекты. Нельзя забывать, что подобные мемориалы существуют во многих странах — к примеру, линия Мажино или линия Маннергейма.

Сегодня разработаны туры для различной категории туристов. Нужно понимать: то, что интересно англичанину, вряд ли заинтересует китайца. Поэтому специалисты разрабатывают дифференцированные программы туров. Хотя значительная часть зарубежных гостей — это жители стран СНГ, в основном россияне. Регулярно к нам приезжают делегации российских студентов — отличников учебы, чтобы проникнуться трагедией белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Как правило, наибольший интерес у туристов вызывают объекты республиканского значения. Но ведь в каждой из областей разработаны и действуют 25–30 туристических маршрутов и экскурсий военно-исторической тематики, посвященных событиям Великой Отечественной войны на территории Беларуси. Они имеют локальное значение, но от этого не менее интересны. А в числе наиболее популярных неизменно остаются экскурсии в мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Хатынь», «Буйничское поле», «Прорыв». Хочу сказать, что в нынешнем году в ежегодном конкурсе «Познай Беларусь» впервые была предложена номинация «Лучший объект военно-исторического туризма». Участниками стали субъекты туристической индустрии, специализирующиеся на тематике войны. Среди критериев, по которым определялся победитель, указывались наличие программ обслуживания туристов, использование инновационных приемов и методов обслуживания, привлечение новых технологий, организация событийных мероприятий и многое другое. И лучшим в этой категории стал мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой».

— Предлагаются ли в Беларуси милитари-туры, позволяющие ощутить все прелести армейской жизни: покататься на броне, пострелять из автомата Калашникова, надеть форму и совершить 10‑километровый марш-бросок? В России, к примеру, подобные услуги все больше пользуются спросом. Яркий пример — компания, специализирующая на этом направлении, «Комбат-тур».

— Нет, сегодня отдельных милитари-туров у нас нет. Есть различные программы, которые предоставляет историко-культурный комплекс «Линия Сталина»: катание на бронетехнике, стрельба из оружия, программы военно-исторической реконструкции. Но в целом создание отдельных милитари-туров даже не обсуждается. Несколько лет назад попытка предпринята была, но инициатива так и не сдвинулась с мертвой точки. Хотя если есть спрос, грамотные специалисты турфирм по мере возможности смогут выполнить любой каприз клиента.

— Современной молодежи угодить непросто. Что делается для того, чтобы молодые люди хотели отправиться на экскурсию по местам боевой славы?

— Сегодня военно-исторические объекты стараются быть не просто музейными комплексами, но и учитывать все современные информационные тенденции: закупаются аудиогиды, разрабатываются интерактивные, анимационные программы. Все мемориалы имеют официальные сайты. Свои возможности мемориальные комплексы стараются по возможности адаптировать под желания клиента. Некоторые даже предлагают провести корпоративное мероприятие, в военной атмосфере отпраздновать торжество. Хотя и здесь нужно учитывать некоторые нюансы: в мемориальном комплексе «Хатынь» или на месте концлагеря развлекательные вечеринки будут, мягко говоря, неуместны.

— В основном все памятные места в Беларуси связаны с событиями Великой Отечественной войны. Только в последние годы стали появляться мемориалы, посвященные Первой мировой войне и войне 1812 года. Но ведь это не единственные вехи нашей истории. Вспомнить хотя бы события Северной войны 1700–1721 годов. Планируется ли включать в туристические маршруты новые страницы белорусской истории?

— Действительно, до 1990‑х годов военная тематика в Беларуси в основном отражала события Великой Отечественной войны. Я работаю в туризме с 1985 года. И если в то время экскурсии были больше посвящены посещению мемориальных комплексов времен Второй мировой войны, то когда наша страна обрела независимость, стали открываться страницы ранее малоизвестные нашему народу: начали появляться новые маршруты, имена, факты. Тогда вспомнилась война 1812 года, времена Великого княжества Литовского, Речи Посполитой. Подобные маршруты сегодня разрабатывают в туристических компаниях и предлагают не только нашим, но и зарубежным туристам. Если им это, конечно, интересно. Новые страницы открывать можно, но поедут ли туристы в места, отдаленные от столицы, — вот в чем вопрос. Разработать экскурсионный маршрут можно и в чистом поле, главное, чтобы было к чему вести экскурсию: братской могиле, мемориальному знаку… Поэтому столичные компании пока выдвигают предложения для самых крупных объектов. Но если есть отдельные заказчики — им всегда идут навстречу.

Когда несколько лет назад в Жлобинском районе был открыт мемориальный комплекс «Красный Берег», туда сразу начали активно водить экскурсии. Просто появилось куда!

— Как вы оцениваете будущее военно-патриотического туризма в нашей стране?

— В Беларуси военная тематика будет актуальна всегда. И никуда нам от этого не деться. Меня радует, что в последние годы стали появляться военно-исторические клубы и клубы исторической реконструкции, куда приходит все больше молодых людей. Они участвуют в масштабных воссозданиях исторических событий, причем не только у нас в стране, но и за границей. И необязательно за основу берут события периода военных действий ХХ столетия, устраивают и рыцарские турниры, воссоздают битвы минувших веков. Такое погружение в историю как раз и позволяет людям, неравнодушным к историко-культурному наследию своей страны, на себе ощутить, что происходило на этой земле и как жили их предки. Сейчас это не просто грамотное интеллектуальное развлечение, а и духовное удовлетворение.

Беседовала АННА КАРПУК, фото автора, инфографика Андрея Артюховского