ПОПОЛНЕНИЕ В ЛЁТНОМ СТРОЮ

День 15 апреля этого года навсегда вошел в историю отечественной авиации — тогда в Беларусь прибыл первый учебно-боевой самолет Як‑130.

…Ранним утром на аэродроме Лида приземлился военно-транспортный самолет Ил‑76МД 50‑й смешанной авиационной базы, который и доставил уникальный груз в нашу страну из далекого Иркутска. Внушительное расстояние белорусские военные летчики преодолели примерно за десять часов.

— Перевозка войск, техники и грузов — главное предназначение транспортной авиации, — подчеркнул командир 50‑й саб полковник Андрей Лукьянович. — Тем не менее этот рейс был особенным. Дело в том, что до нас никто не перевозил Як‑130 на самолете Ил‑76 — россияне использовали для этих целей Ан‑124 «Руслан».

Командир 116‑й гвардейской шаб гвардии полковник Андрей Рачков пригласил журналистов в грузовую кабину Ил‑76. Новехонький Як‑130 прилетел в Беларусь, как нетрудно догадаться, в разобранном виде. После сборки и контрольного облета специалистами завода-изготовителя он был подготовлен к транспортировке — отстыковали крылья, сняли другие элементы, не позволяющие погрузить его в Ил‑76.

Момент выгрузки Як-130 из транспортного самолета

Гвардии полковник Андрей Рачков по-хозяйски осмотрел фюзеляж Яка — и явно остался доволен обновкой. А разве могло быть иначе?

Як‑130 — уникальный в своем роде учебно-боевой самолет. Совершенная аэродинамика, высокая маневренность, управляемость на углах атаки до 40 градусов, способность выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, простота и надежность эксплуатации — это далеко не полный список его достоинств…

Вскоре первый белорусский Як‑130 был доставлен в технико-эксплуатационную часть 116‑й гвардейской шаб, там проходила его сборка специалистами Иркутского авиационного завода. По завершении сборки (в этот процесс, кстати, были вовлечены и лидские авиатехнари) представители завода-изготовителя выполнили контрольный облет, после чего самолет был передан белорусским летчикам.

Кстати, некоторые наши авиаторы с Як‑130 уже знакомы — группа военнослужащих ВВС и войск ПВО, в том числе четыре представителя летного состава, проходит обучение выполнению полетов и технической эксплуатации данного самолета на базе Центра организации подготовки авиационного персонала в городе Жуковском.

— Практическое переучивание летного и инженерно-технического состава 116‑й гвардейской шаб на Як‑130 начнется сразу после постановки самолетов на вооружение базы, помощь в освоении новой техники нам окажут российские инструкторы, — отметил заместитель командующего ВВС и войсками ПВО Республики Беларусь генерал-майор Игорь Голуб. — Для этого подготовлена соответствующая учебно-материальная база, разработаны программы переучивания, в 116‑й гвардейской шаб сформирована эскадрилья. Практическое освоение и испытания летно-технических характеристик Як‑130 планируется завершить к концу текущего года. Но уже сегодня можно смело говорить о том, что в самое ближайшее время возможности по подготовке летного состава в Беларуси будут существенно расширены, а у учебно-тренировочных самолетов Л‑39 появилась более чем достойная смена.

Капитан Георгий Потапов, «Ваяр», potapov@mod.mil.by, фото автора

 

955 views

Обсуждение закрыто.