Главней всего погода… Сегодня — Всемирный день метеоролога

Дождь, туман, ветер. Для обычного человека эти погодные явления не больше чем повод потеплее одеться или захватить в собой зонтик, выходя из дома. Что же касается авиаторов, то для них благосклонность небесной канцелярии стоит чуть ли не на первом месте. Летчикам крайне важно знать наперед, в каких условиях им придется выполнять учебные и боевые задачи.

Майор Роман Лазовой

Майор Роман Лазовой

Без перерыва

В 50‑й смешанной авиационной базе за погодной обстановкой круглосуточно следят специалисты метеорологической службы.

Блюстители погоды располагаются на первом этаже командно-диспетчерского пункта. В помещении, которое они занимают, размещены замысловатые приборы, компьютеры, электронное табло с текущим состоянием погоды в районе аэродрома. На столах — карты с непонятными простому обывателю кривыми линиями различного цвета.

Ефрейтор контрактной службы Оксана Перхунова

Ефрейтор контрактной службы Оксана Перхунова

…А за окном погода начинает капризничать. Буквально за несколько минут яркое весеннее солнышко сменяется метелью. Начальник метеорологической службы 50 саб майор Роман Лазовой смотрит сначала на экран монитора, затем бросает взгляд в сторону взлетки:

— Сейчас мы передаем данные об изменениях погоды в центральное метеобюро, а также докладываем командиру авиабазы о штормовом предупреждении. Такая погода продлится ближайшие полтора часа. Если за этот период улучшения погоды не произойдет, мы снова докладываем по той же схеме. Нужно признать, что время смены сезонов для нас — горячая пора. Погодные условия в этот период почти всегда сложные, часто непредсказуемые и могут меняться чуть ли не каждый час. Весна приходит — зима не сдается…

Доклад о текущем состоянии погоды

Доклад о текущем состоянии погоды

Метеорологическую службу «полтинника» офицер Лазовой возглавил четыре года назад. Родился он в Черкассах в семье военнослужащего, побывал во время службы отца в Литве, Германии, Монголии. После окончания Воронежского высшего авиационного училища в 2007 году начал служить в Мачулищах.

— За погодой мы наблюдаем ежечасно. Сложные погодные условия отслеживаем через 30 минут, а за опасными явлениями погоды следим непрерывно, — пояснил офицер. — Дежурная смена несет службу круглосуточно с девяти утра до девяти утра следующего дня. Дежурство несут два человека: синоптик и метеонаблюдатель. Необходимые замеры наши специалисты производят за десять минут до начала каждого часа, данные записывают в дневник погоды. С помощью приборов и визуального наблюдения мы фиксируем данные о температуре, влажности, форме облаков, скорости ветра, горизонтальной видимости.

Передвижная метеорологическая станция ПМС-70М

Передвижная метеорологическая станция ПМС-70М

Как пояснил начальник метеослужбы, в обязанности дежурной смены входит и оценка орнитологической обстановки: надлежит определить виды птиц, их количество, высоту и направление перемещения. Зачем, спросите вы? А представьте себе, что будет, если обычная пташка встретится с многотонной стальной птицей и попадет, например, в двигатель…

— Специально для отпугивания птиц вблизи взлетно-посадочной полосы у нас имеется биоакустическая система «Коршун». В ее основе — воспроизведение тревожных криков пернатых, причем работает она на разных режимах, как днем, так и ночью. Сигналы отпугивают птиц и предотвращают их скопление в районе

аэродрома.

В помощниках — приборы

…Вместе с дежурным метеонаблюдателем ефрейтором контрактной службы Оксаной Перхуновой отправляюсь на метеоплощадку, где расположена часть приборов. В 50‑й смешанной авиационной базе Оксана Владимировна вот уже четыре года, до этого служила в 570‑м центре организации воздушного движения.

На огороженной метеоплощадке — два белых ящика. Это психрометрические будки. В деревянной коробке белого цвета с жалюзи расположены приборы. Они защищены от дождя, снега, ветра, прямого воздействия лучей солнца, излучения почвы. Установлены будки на стойках и находятся на высоте около двух метров от земли. К ним можно добраться только по лестнице.

— В одной из будок находятся термометры — сухой и влажный. По сухому определяют температуру, а по смоченному — влажность воздуха, — знакомит меня с «умными» приборами дежурный метеонаблюдатель. — Здесь же волосяной гигрометр — с его помощью определяется влажность воздуха.

Еще одним из важнейших параметров, за которым наблюдают специалисты-метеорологи, является высота нижней границы облаков. Для этого используют измерители высоты облачности ИВО‑1М и регистратор РВО‑2М. Под высотой облаков в метеорологии понимают высоту их нижней границы над поверхностью земли.

Помимо использования местных наблюдений, прогноз погоды всегда согласовывается с центральным метеобюро. Проанализировав и сопоставив всю имеющуюся информацию, метеорологи выносят свой вердикт относительно погоды.

Мобильный экипаж

В наличии у этих специалистов имеется и передвижная метеорологическая станция ПМС‑70М. Ее начальником является старший прапорщик Юрий Чернушевич. При полевом выходе в его команде — синоптик и водитель.

— Станция установлена на базе автомобиля ЗИЛ‑131, внутри имеются необходимые приборы для измерения параметров погоды. В отрыве от аэродрома мы способны выполнять практически те же задачи, что и наши специалисты в пункте постоянной дислокации. К примеру, сегодня выезжали на тренировку на ближний и дальний привод, — рассказал Юрий Брониславович.

К слову, время развертывания передвижной метеорологической станции составляет 40 минут, работать она может как от стационарной сети, так и от бензоэлектрического агрегата. Таких спецмашин в авиабазе две единицы.

* * *

Тем временем метель в районе 50 саб усиливалась. Метеорологи продолжали свою непростую и очень важную службу: измеряли, наблюдали, фиксировали, анализировали. Ведь как поется в известной песне: у погоды нет плохой погоды. Хотя все же хочется, чтобы над аэродромом в Мачулищах всегда было ясное небо…

Подполковник Александр Политаев, «Ваяр»,

politaev@mod.mil.by,

фото автора

924 views

Обсуждение закрыто.