Профессия сильных духом и телом


С чего начинаются полеты? Большинство людей ответят на этот вопрос так: с запуска двигателя или с заправки самолета…

Но еще до того, как на аэродроме начинаются «газовки» (предполетный прогрев авиатехники. — Авт.), машина службы противопожарной защиты и аварийно-спасательных работ находится здесь в полной готовности среагировать на непредвиденную ситуацию. Ни один самолет или вертолет не запустит свой двигатель, пока военные пожарные не займут свое место.

— Спасатели первыми приезжают и последними уезжают с аэродрома. Это люди, которые всегда готовы вступить в схватку с огненной стихией, — рассказал начальник службы противопожарной защиты и аварийно-спасательных работ 50-й смешанной авиационной базы младший лейтенант Александр Мельников. — Если нет выездов или полетов, мы работаем на своей технике — обслуживаем и готовим ее к ратным будням. Когда на кону человеческая жизнь, мелочей не бывает.

В этом небольшом, по-братски сплоченном коллективе служба трудна, но в то же время и очень интересна. На подготовку к выезду у военных пожарных не более 45 секунд. Через считаные минуты после поступления сигнала пожарная команда в полной готовности уже должна быть на аэродроме.

Служба в авиационной части требует от огнеборцев весьма специфических знаний, которые их коллегам из других воинских коллективов, возможно, никогда не пригодятся. Например, им необходимо знать устройство воздушного судна. Ведь даже правильный подъезд и начало тушения самолета — настоящая наука, незнание которой может привести к печальным последствиям.

Конечно, все эти особые навыки и умения приобретаются в ходе кропотливых теоретических занятий и практических тренировок. По их итогам каждый пожарный сдает зачет — и только после этого допускается к работе.

Отличается от гражданских «стандартов» и техника пожарных 50 саб. Так, специализированная пожарная машина может тушить возгорание на ходу. На базе автомобилей предусмотрена и «гребенка»: при ее помощи машина спасателей накрывает взлетно-посадочную полосу густым слоем пены. Такая «подушка» необходима для того, чтобы избежать возможных возгораний при поломке шасси самолета.

— Еще один немаловажный момент в нашей работе — знание до малейших нюансов правил оказания первой медицинской помощи пострадавшему. Сделать прямой массаж сердца или искусственное дыхание, наложить шину, жгут или повязку для нас не составит ни малейшего труда, — отметил младший лейтенант Александр Мельников. — У нас занятия по «медицине» входят в план боевой подготовки.

К повседневным заботам специалистов этой службы авиационной части относится и профилактическая работа. В 50 саб нет ни одного уголка, который регулярно бы не проверялся подчиненными младшего лейтенанта Мельникова. Даже сложно представить, что под их неусыпным контролем около 200 объектов, которые проверяются постоянно. Многие из них необходимо осматривать ежедневно.

Команда противопожарной защиты и аварийно-спасательных работ этой авиабазы принимает участие практически во всех соревнованиях по пожарно-спасательному спорту, проходящих в нашей стране. И традиционно военнослужащие части показывают только отличные результаты: еще не было турнира, на котором они не вошли бы в число призеров. Например, в прошлом году на первенстве Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны огнеборцы из 50 саб остановились в шаге от победы. А по боевому развертыванию им и вовсе нет равных на протяжении многих лет.

Не отказывают в помощи военные пожарные и гражданским людям.

— Бывает разное. Однажды пришла молодая мама, попросила о помощи… — рассказал Александр Алексеевич Мельников. — Она вышла из квартиры, а дверь захлопнулась. Дома оставался маленький ребенок, на плите готовился ужин… И когда наши военнослужащие оказались в квартире, кастрюля уже дымилась, а ребенок играл рядом на полу.

Огнеборцы в погонах всегда начеку. Их высокая миссия — первыми приходить на помощь.

Старший лейтенант Кирилл Франскевич, «Ваяр», фото автора