Уходит ввысь «Илья»-трудяга…


Для 50-й смешанной авиационной базы нынешняя весна, можно сказать, праздников полна. В апреле исполнилось 36 лет с момента её образования. А в марте была ещё одна знаковая дата: 45 лет назад в свой первый полёт отправился опытный образец военно-транспортного самолёта Ил-76, как говорится, прапрадедушка самого мощного воздушного судна в легендарном «полтиннике» — Ил-76МД.

Интересные факты

Первый прототип тяжеловеса Ил‑76 собрали в Москве на машиностроительном заводе «Стрела». Тогда встал вопрос о переправке прототипа на аэродром Чкаловский для летных испытаний. Хотели разобрать и транспортировать частями, но генеральный конструктор Сергей Ильюшин рискнул и разрешил первый полет — 25 марта 1971 года.

Первый полет серийной машины Ил‑76 состоялся 5 мая 1973 года. С того момента стали выпускаться различные модификации сильного и надежного транспортника. Так, например, в марте 1978 года поднялась в небо его модернизированная версия — Ил‑76М с усиленным фюзеляжем и увеличенной до 42 тонн грузоподъемностью.

Следующая доработка конструкторов ОКБ позволила загружать самолет 48 тоннами груза. То есть произошло новое усиление конструкции планера и шасси. Это позволило увеличить до 190 тонн максимальную взлетную массу самолета. Вследствие различных доработок его дальность полета с загрузкой 40 тонн возросла до 4.750 км, а время автономной эксплуатации было увеличено до двух месяцев. Не забывая о том, что самолет относится к военно-транспортной авиации, разработчики обеспечили возможность установки четырех дополнительных пилонов для подвешивания авиабомб и радиомаяков. Этот крылатый тяжеловес получил имя — Ил‑76МД (модифицированный дальний). Первый полет такой крылатой машины состоялся 6 марта 1981 года.

Полковник Андрей Лукьянович

Полковник Андрей Лукьянович

Удачная разработка ОКБ Ильюшина по-прежнему в строю и не снимается с производства. Среди множества модификаций Ил‑76 созданы версии для спасателей и пожарных, для медиков и даже космонавтов (для тренировок в условиях искусственной невесомости).

Примечательно, что и сейчас в авиаконструкторском бюро безостановочно проводятся испытания Ил‑76. Таковы правила для самолета, находящегося в производстве: инженеры и конструкторы постоянно оценивают работу его конструкции, систем и агрегатов.

Наша гордость

Бесспорными помощниками в подготовке войск белорусской армии, существенно повышающими их мобильность, являются дальние потомки первых Ил‑76 —

крылатые силачи Ил‑76МД, состоящие на вооружении 50‑й смешанной авиационной базы ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Самолет предназначен для парашютного и посадочного десантирования личного состава, военной техники, грузов, топлива, контейнеров, выполнения других специальных задач. Одним из таких крылатых силачей уже много лет подряд управляет военный летчик-снайпер командир 50‑й смешанной авиационной базы полковник Андрей Лукьянович.

— Ил‑76 имеет очень удачную конструкцию, с большой полетной массой, герметичной грузовой кабиной, регулируемым внутри нее давлением. При высотном полете на этой машине десантники не пользуются кислородными масками. Внешне изящный Ил‑76 имеет небольшой разбег и пробег по взлетно-посадочной полосе. Полный разворот осуществляется на небольших узких площадках. На нем установлена система межсамолетной навигации и современный прицельно-навигационный комплекс. Поэтому производство и модернизация этого самолета продолжается и сегодня. Основу военно-транспортной авиации Российской Федерации составляет самолет Ил‑76.Ил-76МД — это гордость и наших Вооруженных Сил, — уверен командир авиабазы.

Выполненные работы должны быть записаны в бортовой журнал

Выполненные работы должны быть записаны в бортовой журнал

…В 1988 году Андрей Лукьянович поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков.

— Там готовили летчиков для военно-транспортной авиации, и самолет Ил‑76 мы изучали как перспективную авиационную технику, — уточняет Андрей Юльянович. — А за время службы я освоил транспортники Л‑410, Ан‑24 и Ан‑12, Ан‑26 и Ил‑76. Сегодня мой налет — без малого 3.000 часов.

В настоящее время в военно-транспортной авиации Беларуси в качестве командира экипажа самолета Ил‑76МД выполняют полеты только летчики-снайперы и летчики 1-го класса. Ведь еще с советских времен для подготовки командиров экипажей Ил‑76 выбирали наиболее подготовленных летчиков самолетов Ан‑12. Обучались они в специальном центре в городе Иваново.

На сегодняшний день летчик-инструктор Андрей Лукьянович уже сам подготовил к самостоятельным полетам на Ил‑76МД двух военных летчиков 1-го класса.

А путевку в самостоятельный полет на этом замечательном самолете самому Андрею Юльяновичу дал предыдущий командир 50‑й смешанной авиабазы военный летчик-снайпер Вадим Кирилюк.

— Самолет очень надежный и вместительный, требующий повышенного внимания к технике пилотирования, точных и уверенных действий всего экипажа при выполнении полета — так военный летчик-снайпер Андрей Лукьянович характеризует свою верную боевую машину. — Перелеты у нас бывают довольно длительные, но… видя из кабины бескрайний океан облаков, ослепительный, совсем не такой, как у земли, диск солнца, понимаешь, насколько прекрасно чувство полета.

Кстати, самый долгий перелет командир авиабазы со своим экипажем совершил в Китай. Туда доставляли наших представителей сил специальных операций для участия в совместном учении. Полет длился почти 11 часов.

Максимальная полезная нагрузка Ил‑76МД — до 48 тонн. И периодически, в ходе передислокации наших войск на российские полигоны для участия в различных учениях, максимальные возможности самолета используются полностью.

— Двухпалубный вариант компоновки грузовой кабины позволяет загрузить не только технику и материальные средства, но и 225 военнослужащих, — уточняет Андрей Юльянович.

Идет предполетная подготовка

Идет предполетная подготовка

Вот она, романтика!

Командир авиабазы признается, что порой его рабочие будни проходят от полета до полета лишь с коротким перерывом на сон. Управлять авиачастью, на вооружении которой состоят различные типы авиационной техники — вертолеты и самолеты, подразделениями обеспечения — довольно непростое дело. Постоянно необходимо следить за успешным выполнением возложенных на авиабазу задач. Полеты, боевое дежурство, дежурство в системе поисково‑спасательного обеспечения полетов, совершенствование профессиональной выучки личного состава авиачасти — далеко не полный список дел 50 саб.

— Работаешь в постоянном напряжении, но когда садишься в кабину перед полетом (командир сделал небольшую паузу, словно ясно представил себе этот момент) — расплываешься в улыбке от счастья. А когда поднимаешься выше облаков, видишь всю эту восхитительную красоту — белизну облаков, синеву озаренного солнцем небосвода, понимаешь: ради этого стоит быть частью Вооруженных Сил и служить в авиации. Усталость от повседневных забот уходит на второй план, можно сказать, в небе открывается второе дыхание… Испытай один раз полет — и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем…

Белорусская авиационная школа

Примечательно, что школа подготовки военных летчиков в суверенной Беларуси пополняет и экипажи Ил‑76МД. Помощниками командира корабля уже являются выпускники авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь капитан Владимир Афанасьев и капитан Андрей Полянский. Они военные летчики 2-го класса.

— Сейчас мы делаем акцент на подготовке молодых специалистов, и недостатка в полетах нет, ведь летчик должен летать, чтобы стать профессионалом, — подчеркивает полковник Андрей Лукьянович.

…На аэродроме идет подготовка к полетам. В плане на вылет и военно-транспортный Ил‑76МД. В составе экипажа — помощник командира корабля (правый летчик) капитан Андрей Полянский. Он окончил Военную академию Республики Беларусь в 2010 году, летал на планере и самолетах Як‑52 и Л‑39. Его налет — 700 часов. А с 2013 года Андрей осваивает технику пилотирования тяжеловесом Ил‑76МД.

— Замечательный самолет, —  отзывается о технике летчик. — А самый запомнившийся на нем мой полет — перевозка личного состава в Улан-Уде для участия в учении, перелет длился восемь часов.

Андрей поясняет, что правый летчик, как и командир корабля, управляет самолетом во время полета. В его обязанности также входит контроль за работой противообледенительной системы самолета, ведение радиосвязи параллельно с бортовым воздушным радистом.

В кабине Ил-76МД

В кабине Ил-76МД

Чтобы самолет летал

Инженерно-технический состав готовил самолет к вылету под руководством помощника начальника инженерно-авиационной службы авиационной эскадрильи капитана Андрея Милашевича. Примечательно, что в авиации на воздушном судне работы всегда выполняет исполнитель, а их качество проверяет контролер. Также вдвоем они оставляют свои подписи в бортовом журнале, заверяя на бумаге проделанную работу.

— Самолет большой, и специалистов, отвечающих за подготовку его систем к полету, довольно много, — поясняет капитан Андрей Милашевич. — Но при выполнении задач вне аэродрома базирования для подготовки самолета к вылету достаточно экипажа.

Андрей окончил авиационный факультет Военной академии Республики Беларусь в 2011 году, стал инженером по обслуживанию пилотируемых летательных аппаратов и их силовых установок. Служил в 61‑й истребительной авиационной базе, где обслуживал истребители МиГ‑29.

— МиГ‑29 по сравнению с Ил‑76МД — самолет маленький, и чтобы снять с него какой-нибудь агрегат, надо снять еще три. Но, например, двигатель как с истребителя, так и с транспортника можно снять практически за одинаковое количество времени: в течение нескольких часов. Конструкторы хорошо продумали этот вопрос, — рассказал капитан Андрей

Милашевич. — Невзирая на большое количество различных систем и четыре основные силовые установки, Ил‑76МД — невероятно надежный самолет. Есть еще вспомогательная силовая установка, которую по предназначению можно сравнить со стартер-генератором автомашины. Так вот этот «стартер» — авиационный вспомогательный газотурбинный двигатель — весит почти 250 килограммов и обеспечивает весь самолет электропитанием, например, при подготовке его к вылету. Соответственно, он же позволяет эксплуатировать самолет автономно на других аэродромах.

Однако Андрей подчеркивает, что большой самолет требует большего объема работ. Например, даже такой нюанс, как выпавший зимой снег, отнимает у технарей немало времени на очистку самолета и осмотр его рулевых поверхностей. Площадь крыла — 300 метров квадратных!

— Необходимо соблюдать все правила безопасности при нахождении на высоте, — уточняет Андрей. — Например, высота киля 15 метров! (Высота по килю — 14,76 м. Высота по кабине — 7,04 м. — Авт.) Чтобы забраться туда, необходимо подняться из грузового отсека по специальному небольшому лазу в киле, но в утепленной куртке этого не сделаешь — узковат. На Ил‑76МД без страховочного троса находиться нельзя, в отличие от МиГ‑29. А зимой нужно стараться не только не упасть, но и не замерзнуть, ведь осмотры проводятся в обязательном порядке.

Кстати, максимальное количество заливаемого в Ил‑76МД топлива — 90 тонн. А вот масла в одном двигателе относительно немного — 24 литра. Сухой двигатель — Д‑30КП второй серии с тягой в 12.000 кгс — весит чуть больше 2.313 килограммов. Как говорится: автомобилисты, почувствуйте разницу.

Р. S.

Различные модификации надежного большого сильного «богатыря Ильюши» Ил‑76 продолжают сегодня доказывать свою трудоспособность и выносливость, находясь на вооружении ВВС России и Украины, стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии. А конструкторы завода-изготовителя и не собираются списывать Ил‑76 со счетов, ведь он обладает уникальной конструкций, аэродинамикой и открыт для новых модернизаций.

НАША СПРАВКА

50‑й отдельный смешанный авиационный полк был сформирован за короткий срок в городе Чирчике (Узбекская ССР) для оказания интернациональной помощи афганскому народу на основании директив министра обороны СССР от 4 января 1980 года и главнокомандующего ВВС от 12 января 1980 года. Боевое Знамя было вручено полку 30 апреля 1980 года. Этот день и стал датой образования авиационной части.

За успешное выполнение заданий по оказанию интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан и высокие показатели в боевой и политической подготовке Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1983 года 50 осап был награжден орденом Красной Звезды.

Авиационная часть неоднократно переформировывалась, и сегодня она называется — 50‑я смешанная авиационная база. Личный состав авиабазы, ее самолеты и вертолеты постоянно участвуют во всех масштабных учениях Вооруженных Сил Республики Беларусь.

НАША СПРАВКА

Военно-транспортный самолет Ил‑76МД создан на базе серийного военно-транспортного Ил‑76М.

Самолет предназначен для парашютного и посадочного десантирования личного состава, военной техники, грузов, топлива, контейнеров.

На самолете установлено четыре турбореактивных двухконтурных двигателя Д‑30КП второй серии с тягой по 12.000 кгс каждый. Силовая установка обеспечивает самолету высокую тяговооруженность, а наличие реверсивного устройства уменьшает пробег во время посадки.

Ил‑76МД имеет мощную механизацию крыла и многоколесное шасси с высокоэффективной системой торможения, что позволяет осуществлять взлет и посадку на грунтовые полосы.

Самолет имеет герметизированную грузовую кабину и грузовую рампу для обеспечения удобства погрузки-разгрузки и парашютного десантирования личного состава и перевозимых грузов.

Подполковник Игорь Жук, «Ваяр», фото автора

 

Полковник Андрей Лукьянович

 

Выполненные работы должны быть записаны в бортовой журнал

 

Идет предполетная подготовка

 

В кабине Ил-76МД

 

Характеристики Ил‑76МД

Максимальный взлетный вес, т 190
Загрузка, т 48
Размеры грузового отсека с рампой, м 3,45 х 3,4 х 24,5
Двигатели 4 х Д‑30КП второй серии
Тяга, кг 4 х 12.000
Крейсерская скорость, км/ч 750–780
Дальность полета, км  
с грузом 20 тонн 7.200
с грузом 40 тонн 4.750
с грузом 48 тонн 3.800
Требуемая длина ВПП, м 2.250
Экипаж, чел. 6–7