Тайна фотографии из прошлого века. «С «лейкой» и с блокнотом, а то и с пулемётом сквозь огонь и стужу мы прошли…»


начало > 9 ноября

Начало поиска

Сам я компьютером, к сожалению, не владею в силу медицинско-бытовых возрастных причин и обстоятельств. За помощью обратился к внукам, в совершенстве освоившим его, сотрудникам нашей Национальной библиотеки, а после — к работникам Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны… Общими усилиями со временем удалось кое-что «нарыть». И хорошего, и не очень.

Первой моей радостью был тот факт, что моя фотография действительно уникальная, хотя в Интернете нашлось немало очень похожих, таких же групповых фотографий отважных, бравых фронтовых газетчиков‑репортеров почти с такой же композицией фотосъемки — одних и тех же знаменитых личностей… Но на одной из интернетовских фотографий, к примеру, в первом нижнем ряду — внимание! — запечатлены шестеро сидящих «с «лейкой» и блокнотом», на моей — пятеро.

Второй примечательный, довольно загадочный штрих: у меня — в верхнем ряду запечатлены одиннадцать офицеров в определенном порядке их расположения, в компьютерной же «вариации» стоят десять отважных фронтовых хроникеров‑репортеров, и их местоположение несколько иное.

И самый последний — не менее загадочный, несколько комичный — нюанс, характеризующий, как я считаю, принципиальное различие двух вариантов фотосъемки: в интернетовском «моменте истории» товарищ в майорских погонах, крайний слева в последнем ряду — слегка ухмыляющийся, смотрит прямо в объектив камеры неизвестного нам «фотосъемщика», в моей же уникальной фотоиллюстрации он же — в решающий момент столь ответственной «фотосессии» — смотрит почему-то почти назад, на самый верхний купол рейхстага… Кто он? Почему отвернулся, по-мальчишески нарушив порядок — повторюсь! — столь важной и ответственной, воистину исторической фотосъемки? Вот бы разгадать (в том числе и с помощью читателей «БВГ») и эту удивительную загадку! Наряду с той, кто же именно изображен на этих двух поразительно похожих и одновременно отличающихся друг от друга бесценных фотокадрах? Я лично уверен: эти два групповых «фотопортрета» сделаны разными людьми!

Первые успехи и открытия

В своей расширенной подтекстовке к интернетовскому фотоснимку фронтовой журналист полковник Н. Денисов, к сожалению, не счел нужным сообщить потомкам о том, кто автор снимка. Но назвал имена некоторых, можно сказать, героев, участников той удивительной победной фотосъемки 5 мая 1945 года. Цитирую: «Тогда, в суровую военную пору, в качестве корреспондентов центральных, фронтовых, армейских и дивизионных газет вместе с журналистами самоотверженно трудились писатели, драматурги и поэты (я бы тут задним числом добавил — представители советской киноиндустрии. — Авт.). Многие представлены и на снимке. Вон справа, рядом с Евгением Габриловичем, стоит улыбающийся Всеволод Вишневский с георгиевским крестом и медалями на морском кителе. Далее — Александр Бек, и Цезарь Солодарь в солдатских пилотских (Александр Альфредович Бек 1902–1972) — русский советский писатель, автор известной во времена СССР повести о героической защите Москвы в 1941 году «Волоколамское шоссе». — Авт.). В самом центре видно широкоскулое лицо Бориса Горбатова (помню его повесть «Непокоренные» — о патриотизме советских людей в тылу врага. — Авт.), а слева, в верхнем ряду, скрестил руки на груди Виктор Полторацкий…

Все мы тогда принадлежали к корреспондентскому корпусу, обслуживавшему войска всех фронтов и флотов, являлись однополчанами: правдисты И. Зодин, Я. Макаренко, М. Мержанов; известинцы Л. Кудреватых, М. Долгополов, краснозвездовцы И. Ануфриев, Л. Высокоостровский, П. Трояновский; тассовцы, работники Совинформбюро, радио, фотокорреспонденты А. Капустинский, О. Кнорринг, А. Морозов, М. Редькин и другие, затеявшие эту съемку. (Но есть ли эти фронтовые корреспонденты на интернетовском фото, из текста Н. Денисова неясно. — Авт.) Друзьями-однополчанами остались на всю жизнь не только эти журналисты, снявшиеся у рейхстага, но и все, кто пламенным словом призывал воинов к победе, кто описывал подвиги, совершенные нашими пехотинцами и летчиками, артиллеристами и моряками, саперами и танкистами в битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, на Днепре, Висле, Одере и Шпрее; кто вместе с подразделениями врывался в освобождаемые от гитлеровцев города…».

Ключевыми словами из приведенной выше цитаты стали для меня вот эти фотокорреспонденты: А. Капустинский, О. Кнорринг, А. Морозов, М. Редькин и другие, затеявшие эту съемку. Можно ли представить, что кто-то из названных здесь пофамильно либо те, которые «скрыты» волею автора данной «подтекстовки» к фото из Интернета за выражением «и другие», на сегодняшний день живы? Либо их потомки, которые, возможно, при счастливом стечении обстоятельств прочитают этот номер главного печатного органа Министерства обороны Республики Беларусь (который выходит в свет, если не ошибаюсь, и в электронном варианте).

И, конечно же, обратят внимание на мою статью. А можно с уверенностью сказать — откликнутся на нее. И обязательно пришлют какие-то документы той грозной военной поры, данные из семейных архивов, записных книжек тех огненно-пламенных лет своих дедов, отцов и старших братьев… А можем ли мы с вами, уважаемые читатели «БВГ», которые в этот момент держат в руках данный номер главной военной газеты республики, предположить, что кто-то из военных корреспондентов, запечатленных на «моем» фотоснимке, до сих пор находится в добром здравии и что до него дошла весть о настоящей публикации? Пусть даже с крошечной долей вероятности в успех мы можем это предполагать. Ведь судя по отдельным лицам фронтовых репортеров‑хроникеров, им было на момент той исторической съемки где-то в пределах тридцати. И они, можно тоже с полной убежденностью утверждать, найдут каким-то образом возможность откликнуться на эту статью и назвать фамилии тех своих фронтовых коллег-однополчан, с которыми прошли, можно сказать, все круги ада той страшной войны. Рассказать историю той редкостной, неповторимой фотосъемки у здания поверженного фашистского рейхстага…img_3071_

Фото из Интернета

Фото из Интернета

«В музее и без этого очень тесно…»

В процессе работы над данными заметками я, прихватив с собой свою драгоценную и довольно объемную реликвию, упаковав ее предварительно должным образом, не так давно зашел в новое поистине футуристическое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, что находится на столичном проспекте Победителей. С поистине следопытским устремлением и намерением узнать, нет ли в этом, можно сказать, святилище, где при определенном напряжении ума и воображения можно как бы услышать эхо прошедшей войны, такого, как у меня, или похожего группового фотопортрета времен Великой Отечественной войны?

Зайдя в здание «сокровищницы» и попав на прием к главному хранителю фондов Светлане Александровне Потупчик, я лихорадочно развернул перед ней на свободном столе свой уже довольно «поношенный «сверток» и обнажил «клад»… Из ее уст вырвалось чувственное: «О, боже! Откуда у вас это сокровище?!». Схватив мою «вещицу» со стола и порывисто приблизив ее к своим глазам, она словно обнюхивала ее, с каким-то мимолетным самозабвением осторожно трогая кончиками своих изящных пальчиков, будто видавший виды оценщик драгоценностей: было понятно, что передо мной — профессионал.

— Вот… пришел выяснить, нет ли у вас в музее такой фотографии. Или похожей на нее… И не просто одного только фото, но и перечня фамилий запечатленных на ней офицеров — военных корреспондентов… — волнуясь сказал я…

Через несколько дней Светлана Александровна с видимым сожалением сообщила мне, что в хранилище есть фото с группой военных на фоне рейхстага, но они, эти товарищи, явно «не тянут» на военных корреспондентов…

Светлана Александровна, уняв свой волнительный монолог, вдруг спохватилась:

— Ой, я же чуть не забыла сообщить вам что-то очень важное в «разрезе» вашего благородного поиска… — «главный хранитель фондов» протянула мне стандартный лист бумаги. — Здесь адрес специального российского учреждения, сотрудники которого, надеюсь, смогут помочь в осуществлении вашего важного для всей истории войны интереснейшего проекта…

Благодарно откланявшись, я уже на ходу прочитал нужный мне адрес: «РФ, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 35, тел. (812) 314‑61‑84, Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО». Возвратившись домой, тут же отправил соответствующий письменный запрос в братскую Россию. Ответа пока не получил.

В дни пока безрезультатных ожиданий меня волновала весьма загадочная «закавыка» в моих таких вот хлопотливых «следопытских» заботах: почему на «моем» фотоснимке, на фотоиллюстрациях в книге Е. Долматовского «Автографы Победы» отсутствует один из ведущих военных корреспондентов фронтовой поры, в определенном смысле легендарный «летописец» истории Великой Отечественной войны Константин Михайлович Симонов? И в этом плане мне удалось кое-что «нарыть».

«Вам может помочь Долматовский…»

Когда я был по своим поисковым делам в Национальной библиотеке, милые, подчеркнуто участливые, уважительные к нуждам и запросам посетителей девушки, а также солидные дамы из числа здешних сотрудников, «обшаривая» с помощью компьютеров по моей просьбе «закоулки» безбрежного Интернета, как бы между делом спросили меня: «А вам не приходилось читать книгу Евгения Долматовского «Автографы Победы»? В ней, кажется, есть какие-то групповые победные фотографии начала мая сорок пятого года, похожие на ту, что у вас есть, на которых тоже изображены многочисленной группой военные корреспонденты. Такая книжка в нашей библиотеке есть. Только ее надо заказать, чтобы вам ее доставили из хранилища…».

Этому неожиданному для меня известию я был несказанно рад! Но ждать выполнения заказа было некогда. К тому же где-то «на донышке» уже не такой свежей и острой ветеранской памяти мелькнула радостная, вдохновляющая мыслишка: а ведь такая книжка в моей домашней библиотеке есть! Сквозь расплывчатую туманность годов вспомнилось, что когда-то, лет эдак с 30–40 назад, я приобрел ее в одном из многочисленных киосков Минска.

Вернувшись из Национальной библиотеки домой, сразу начал искать это редкостное детище Евгения Долматовского в своем скромном «книгохранилище»…

Да вот же оно, родимое! Таких капитальных, мощных (на века!) переплетов, особенно обложек, в наше суматошное и смутное время не делают. Это, если говорить точнее, — и не книга вовсе как таковая, а книга-альбом. Где популярнейший в свое время советский поэт собрал и оставил на память потомкам потрясающую миниатюрную фотовыставку тех поистине исторических, уникальных, не поддающихся времени автографов, которые оставили советские воины, штурмовавшие Берлин, на колоннах поверженного рейхстага в майские дни победного 1945 года… Будучи военным корреспондентом газеты «Красная звезда» во время Великой Отечественной войны, Евгений Аронович после «дембеля» обратился через родную газету ко всем фронтовикам, кто брал рейхстаг и расписывался на его стенах. Автор получил множество писем, в которых ветераны — участники героического штурма рейхстага — подробно рассказали о себе, о своих послевоенных делах и заботах. Эти живые рассказы и явились основой книги «Автографы Победы», вышедшей первым изданием в 1970 году.

Александр Ольховой

Продолжение следует.