Полёт длиною в жизнь

Уже более четверти века я в армии: сначала советской, позже — белорусской. Военная карьера сложилась так, что стал преподавателем Военной академии Республики Беларусь. И ученики мои — юноши в курсантских погонах. Наверное, это главное, за что люблю свою работу. Заходя в аудиторию, я заряжаюсь энергией от жизнерадостных подтянутых ребят, начинающих свою военную карьеру.%c2%a6u%c2%a6-tati%c2%a6-%c2%a6%c2%a6%c2%a6-1 1

Иногда, глядя на этих парней, я мысленно возвращаюсь в свои курсантские годы. Где вы теперь, мои друзья-однокурсники? Как сложилась ваша судьба?

…Далекий 1989 год. Ленинград. Мы — новички Ленинградского суворовского военного училища. Позади вступительная кампания, в которой каждому из нас удалось в упорной борьбе выдержать конкурс более трех человек на место. В то время перед выпускниками суворовских училищ были открыты (без экзаменов) почти все военные училища СССР. Поэтому мы знали, что, поступив сюда, мы фактически поступили и в высшее военное. И хотя до выпуска было целых два года, самой популярной темой для разговоров являлась: какое военное учебное заведение выбрать после окончания СВУ? В дальнейшем многие из нас во время учебы в СВУ свой выбор кардинально изменили. В том числе и я. Свою мечту о поступлении в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище я не осуществил. Зрение подвело… Но был среди нас один — Горшнев Сергей, который мечтал о небе с детства. И он не изменил своей мечте.

Мы с ним встретились через 24 года после выпуска из СВУ. 9 мая 2015 года в Минске: я — на земле, будучи старшим самоходной установки СУ‑100 времен Великой Отечественной войны, он в небе — за штурвалом стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту‑95МС Вооруженных сил Российской Федерации.

В том же году небо забрало его к себе…%c2%a6%c2%ac-%c2%a6%c2%ac-%c2%a6%c2%a6-%c2%a6u%c2%a6yu%c2%a6a%c2%a6i%c2%a6e%c2%a6x%c2%a6t-%c2%a6-4%c2%a6r%c2%a6n-2

Сергей Юрьевич Горшнев родился 14 ноября 1974 года. Окончил Ленинградское СВУ в 1991 году, Балашовское ВВАУ — в 1996 году, ВВА им. Жуковского и Гагарина — в 2009 году. Военный летчик 1-го класса. Гвардии подполковник. Командир авиационной эскадрильи в/ч 62266‑К. Общий налет — 1.850 часов. За время службы освоил самолеты Л‑410, Ан‑24, Ан‑26, Ту‑95МС4.

8 июня 2015 года ночью при выполнении учебно-тренировочного полета на самолете Ту‑95МС, при выполнении взлета с аэродрома Украинка Амурской области на 30‑й секунде произошел пожар и взрыв двигателя. Гвардии подполковник Сергей Горшнев до конца профессионально и мужественно боролся за жизнь своего боевого корабля и экипажа. Он покинул последним горящую машину, но получил ожог тела более 75 процентов.

4 августа 2015 года гвардии подполковник Сергей Юрьевич Горшнев скончался в ожоговом центре города Санкт-Петербурга.Похоронен 7 августа 2015 года в городе Великий Новгород на Западном кладбище. Указом президента Российской Федерации гвардии подполковник С. Ю. Горшнев награжден орденом Мужества (посмертно).

Из воспоминаний матери гвардии подполковника Сергея Юрьевича Горшнева

О самолетах Сергей мечтал с раннего детства. Любимым занятием сына было чтение книг. В школьной библиотеке, где я на тот момент работала, он перечитал все книги о летчиках. В 11 лет он уже точно знал, кем будет, и в школьном сочинении написал:

«Мне больше всего нравится профессия летчика, им я и хочу стать. Можно видеть землю с большой высоты, любоваться красотой нашей Родины. Современные самолеты в заоблачной выси перевозят грузы на дальние расстояния, в горные аулы доставляют врача к больному, тушат пожары, высаживают на льдины полярников, доставляют им продовольствие, одежду и почту, во льдах Арктики спасли челюскинцев. В годы Великой Отечественной войны совершали подвиги, истратив боекомплект, не задумываясь шли на таран. Горящими машинами врезались в колонны с фашистами, как Герой Советского Союза Николай Гастелло и многие другие… Поэтому я полюбил профессию летчика».img-20160619-wa0018 img-20160619-wa0021

На выбор профессии Сережи повлияло и то, что рос он в семье военнослужащего в третьем поколении. Поступление в Ленинградское суворовское военное училище не обсуждалось. Цель — летное училище.

В письме родителям Сергей, восхищаясь первым самостоятельным полетом на практике в Балашовском высшем военном авиационном училище летчиков, писал: «Не дождусь, когда начнем летать. Всего 15 часов с инструктором и 24 минуты самостоятельно — я счастлив!».

Сергей гордился авиацией. Еще школьником он просил выписывать ему периодические издания «Зарубежное военное обозрение» и «Военное обозрение». Создавал альбомы о самолетах с конкретным описанием их характеристик. И эти знания как дополнительный материал по предмету пригодились ему даже в академии.

Он очень любил свой самолет. Мог бесконечно долго беседовать на летную тему, восхищался возможностями своего стратегического бомбардировщика-ракетоносца, считал его символом обеспечения военно-стратегического паритета страны.

После окончания в 2009 году Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина он не рассматривал иной должности, кроме летной. Вернулся в ставший за 20 лет уже родным Амурский край.

На мои тревожные письма сын отвечал: «Мама, ты не переживай, «Медведь» — отличный и надежный самолет, у него четыре двигателя, и у меня почти 2.000 часов налета, еще полетаю». Да, он являлся в какой-то степени романтиком. Многое понимал, но полеты для него были превыше всего. Он гордился своей профессией, а мы им — Ленинградское суворовское, Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушная академия им. Ю. А. Гагарина, дважды участник парадов на Красной площади, в 2014 году — над Севастополем, в 2015 году — над Минском.

25 апреля 2015 года в преддверии Дня Победы в Санкт-Петербурге, где проходила военно-патриотическая акция, проводимая Министерством обороны Российской Федерации, «Военная служба по контракту — твой выбор», он в паре низко прошел над любимым Санкт-Петербургом, как бы прощаясь с городом юности. До катастрофы оставалось 43 дня.

Не так давно один летчик, который теперь летает в экипаже Сергея, сказал: «Многие считают, что Сергей Юрьевич был настоящим командиром, он своей необыкновенной сдержанностью и выдержкой, тактичностью, уверенностью и летным опытом вселял здоровый настрой в экипаж, его уважали. Порой пытаемся с ребятами провести аналогию с кем-то, пока не получается».

При последней нашей встрече в Москве, во время его командировки в КБ «Туполев», на один из моих вопросов о жизненных ценностях сын ответил, что больше всего в жизни любит самолеты, ценит друзей. Затем, подняв демонстративно палец и как бы шутя, добавил: «А еще небо и флаг ВВС России. А семья — это святое!».

Среди фотографий сына есть снимок — встреча экипажа на летном поле с выносом знамени. И не менее трогательное продолжение — вручение на подносе поросенка, у которого командир, по традиции, должен отгрызть ухо. Казалось бы, смешной снимок, но какой труд за ним стоит.

Сергей прожил короткую, но яркую жизнь и многое успел сделать. Теперь к его памятнику приводят школьников, как мне пояснил педагог, — на урок мужества.

У Сергея остались сыновья: семилетний Владислав и восьмимесячный Никита. Сегодня старшему девять лет, и он всем говорит: «Мой папа герой!». До отъезда из военного городка он очень трепетно провожал взглядом идущие на посадку ТУ‑95МС и говорил маме: «Посмотри, какой красивый папин самолет, серебристый, тоненький. Я тоже буду летать».

Записал подполковник Дмитрий Овчинников

1 781 views

Обсуждение закрыто.