Понимаешь, лишь взмывая ввысь, – от мечты до взлёта путь тернист!


Селютин Владимир Анатольевич родился 5 декабря 1966 года в городе Балаклея Харьковской области. С детства, как и многие мальчишки, мечтал стать летчиком. Или космонавтом. Или — водителем пожарной машины… Детские мечты меняются запросто…

Владимир Селютин, 1987 год

Владимир Селютин, 1987 год

А еще у Владимира в детстве был самолет. Даже со своим именем «Стрела» на борту! С гордо поднятым носом и с настоящими крыльями и колесами, с кабиной пилота — мечта всех соседских мальчишек! И ничего, что самолет был детским — для мечты это не имело никакого значения! Все равно он был настоящим железным другом, с которым мальчишка рос и не расставался все свое свободное время! Могли ли подумать родители Владимира, что в скором времени их сын станет военным летчиком?

Окончив среднюю школу, он поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца.

За итог экзаменов Владимир волновался меньше всего, так как имел достаточно высокий средний балл — 4,7. Также были некоторые достижения и в спорте.

В школе Владимир был редактором стенгазеты «Юность». Отец ненавязчиво предлагал сыну выбрать специальность судебного эксперта узкой направленности (дактилоскопия или баллистика)…

Большим авторитетом у Владимира был брат отца, Вячеслав Петрович, который дважды проходил службу в Германии, дважды служил на Кушке, дважды выполнял интернациональный долг в Афганистане. Дядя много рассказывал Владимиру о трудностях и романтике службы в танковых частях и очень хотел «перенацелить» племянника на поступление в Харьковское танковое училище, так как когда-то сам оканчивал именно это гвардейское училище.

Однако в выборе профессии Владимиру здорово помог его товарищ — курсант Александр Застэба, который летал на сверхзвуковом МиГ‑21. Он с гордостью показал другу свое училище, рассказал об особенностях учебы и быта личного состава, смог «зажечь» парня романтикой выбранной профессии. Побывав на полетах и пообщавшись с инструкторами и командирами, Владимир уже предопределил свой выбор — только летать!

Курсант 2‑го курса

Курсант 2‑го курса

На занятии с отличником учебы курсантом Яном Макаренко

На занятии с отличником учебы курсантом Яном Макаренко

Окончательное веское слово, касающееся выбора профессии, всем «советчикам» сказал и дед Владимира. Фронтовик-связист Пётр Селютин авторитетно посоветовал всей родне оставить парня в покое, а ему — самому выбрать свой жизненный путь!

Поступив в училище, курсант Селютин познакомился с боевыми летчиками, замечательными людьми и настоящими профессионалами своего дела, имевшими большой опыт работы в строевых частях. Уровень подготовки выпускников училища был очень высоким: налет до 300 часов, включающий в себя сложнейшие элементы воздушного боя, пилотаж, перехват… С чувством высочайшей благодарности Владимир Анатольевич вспоминает своих педагогов и командиров‑наставников, подполковников Андрея Плахотника и Владимира Соромитько, майоров Анатолия Антоненко, Владимира Тарасова, капитана Сергея Шаркова. А также капитана Виктора Володарского, который погиб на тренировке к показу пилотажа при столкновении. На 1‑м и 2‑м курсах летали на учебно-тренировочном самолете Л‑39 «Альбатрос», на 3‑м и 4‑м курсах — на МиГ‑21СМ.

К слову, и сегодня самолеты Л‑39 вполне оправдывают свое назначение. На аэродроме, посещая занятия курсантов, Владимир Анатольевич с грустью и улыбкой заглядывается на свой первый самолет, в курсантские годы с чьей-то легкой руки названный летающей партой.

После выпуска в 1987 году лейтенант Владимир Селютин был направлен для прохождения службы в город Щучин под командование опытного командира и известного спортсмена полковника Николая Танкушина. Первым его крылатым другом стал МиГ‑23МЛ, который молодой офицер осваивал под контролем майора Сергея Тиунцева. Здесь же пригодились навыки работы чертежным пером. В свободное от службы время Владимир не забывал и о живописи: увлекся рисованием техники, в основном, конечно, самолетов.

— Наш полк, — с сожалением вспоминает офицер, — подлежал расформированию. Я надеялся продолжить службу в соседнем полку, но в итоге убыл служить в боевой, выведенный из Афганистана 181‑й вертолетный полк под командованием полковника Геннадия Леонова.

Полк базировался в Пружанах совместно с Су‑25. Сначала летал на Ми‑8. Вскоре Владимиру Анатольевичу предложили переучиться на ударный вертолет огневой поддержки Ми‑24П и Ми‑24В. Именно на этой боевой машине офицеру довелось испытывать различные виды оружия класса «воздух — земля» и выполнять другие специальные задачи (десант, разведка, корректировка, минирование).

Особенно трогательно офицер вспоминает сослуживцев, выражая высочайшую степень уважения к вертолетчикам, вернувшимся на Родину из горячих точек: «Ребята очень простые, скромные, которым просто неведомо чувство страха. О делах говорят только в узком кругу. Горой друг за друга и до «последней рубахи» оказывают безвозмездную помощь. Зависнуть, упершись одним колесом в площадку над пропастью, под огнем эвакуировать десантников, забрать раненых и при этом еще поддержать огнем — это все про них!».

В становлении Владимира как вертолетчика большую роль сыграл замечательный летчик, настоящий воспитатель Александр Павлов.

В 1995 году в Военной академии Республики Беларусь был сформирован авиационный факультет.

Организация учебного процесса на факультете раскрыла в летчике дар педагога-преподавателя. Осознав для себя, что преподавательская деятельность сможет стать дальнейшей основой его жизни, Владимир Анатольевич решил расширить свои познания в педагогике: поступил в БГПУ имени М. Танка, который с отличием окончил в 2009 году. Одновременно активно занимается научной деятельностью, принял участие в пяти научно-исследовательских работах, по заказу Министерства обороны Республики Беларусь разработал экипировку летного состава и авиационных наводчиков. С вдохновением и научным подходом офицер занимается рационализаторской и изобретательской работой, с его участием внедрена в учебный процесс полезная модель «Репетитор девиационных работ», сконструированный на макете самолета Су‑25, что значительно позволило улучшить качество подготовки курсантов летных специальностей.

При невероятной плотности рабочего графика могло ли найтись время для творчества?

— Мое увлечение рисованием — основное, но не единственное, чему я посвящал свое свободное время, — говорит Владимир Анатольевич. — Наряду с выполнением своих служебных обязанностей в армии всегда ценились спорт и здоровый образ жизни, а у авиаторов это на особом счету. С детства я никогда не упускал возможности заниматься спортом, предпочтение всегда отдавал любимому виду — борьбе дзюдо, с гордостью ношу звание кандидата в мастера спорта СССР. Круг моих увлечений достаточно разнообразен: занимаюсь горным туризмом, люблю плавание, пробежки на коньках, по мере возможности посещаю с семьей театр. Есть у меня мечта: опробовать дельталет, испытать на себе новые ощущения полета не в герметично закрытой кабине, а как птицы — на равных полетать и подышать с ними одним воздухом!

А к своей художественной деятельности я и сейчас отношусь как к своему основному хобби и как к способу релаксации в свободное время. Убывая на полеты с курсантами, всегда беру с собой кисти, краски, холст. Только взмывая к небу, можно рассмотреть — сверху земля выглядит совсем по-другому, приобретает совершенно иные очертания, тона и краски! В небе и облаках особая одухотворенная аура, в минуты творческого подъема как никогда хочется выплеснуть то, что меня волнует и восхищает! Хочется показать все это людям!

— Моя семья целиком поддерживает меня во всех моих профессиональных амбициях и творческих начинаниях! — с теплотой рассказывает о своей семье Владимир Анатольевич. — Однако по моим стопам летчика-авиатора никто не пошел, каждый сделал выбор своей профессии самостоятельно. Моя жена, Юлия Львовна, окончила исторический факультет БГУ, сейчас работает научным сотрудником в архиве. Сын Егор в этом году окончил факультет радиофизики БГУ, работает веб-дизайнером. Дочь Даша — тоже человек творческий, детально изучает историю искусства, в этом году поступила в университет культуры.

Чаще всего Владимир Анатольевич обучает своим учебно-боевым дисциплинам, выезжая в командировки на военные аэродромы, в особых случаях проводит занятия на аэродромной базе Военной академии.

— Нет большего счастья, — рассказывает о своей службе подполковник Владимир Селютин, — чем видеть, как из вчерашнего мальчишки вырастает перспективный, влюбленный в свою профессию и в небо военный авиатор! Уверен, что в недалеком будущем увижу своих выпускников в передовых кругах белорусской научной элиты и в первых рядах прославленных белорусских авиаторов!

Командование Военной академии и авиационного факультета, многочисленные друзья и сослуживцы поздравляют старшего преподавателя кафедры летной подготовки и боевого применения авиации авиационного факультета Селютина Владимира Анатольевича с 50‑летием и желают крепкого здоровья, дальнейших успехов в работе и во всех его творческих начинаниях, мирного неба!

Сергей Рощинский, фото из семейного архива Владимира Селютина