«Мы трудимся, чтобы они летали»

На страже «здоровья» военных летательных аппаратов стоят специалисты инженерно-авиационной службы. 7 декабря она отмечает вековой юбилей!du2_6047

Авиация в армии быстро и прочно заняла свою нишу, так как ее польза в военном деле оказалась неоспорима. Соответственно, росла и численность боевых воздушных судов и авиационных подразделений. Так возникла необходимость в координации деятельности личного состава частей по технической эксплуатации летательных аппаратов.

Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандования от 7 декабря 1916 года было создано управление полевого генерал-инспектора Военно-воздушного флота, призванного навести порядок, определить единые подходы к технической эксплуатации боевых самолетов. Именно эта дата и была взята за начало деятельности инженерно-авиационной службы.

«Мы трудимся, чтобы они летали»

 

На традициях прошлого строим будущее, или Некоторые факты для общего развития

История, на мой взгляд, это фундамент, на котором действительность не просто держится, но и строит будущее. Если фундамент жидковат, непрочен, то и действительность существует, как говорится, ни шатко ни валко. Что уж тут говорить о строительстве?..kapustin-1 du2_4711a

Не раз сталкивался с мнениями скептиков: мол, это была большая страна, к истории которой мы сегодня имеем довольно опосредованное отношение. Предвижу их возмущения и по поводу 100‑летия ИАС. Давайте отложим на минуточку наступление «праведного» гнева и узнаем яркие факты, касающиеся Беларуси и непосредственно военной авиации…

 

* Первый, самый значимый и неоспоримый факт: Беларусь неразрывно связана с историей развития военной авиации.

В городе Лиде живет полноценной авиационной жизнью один из старейших военных аэродромов нашей страны. В нынешнем году он отметил свое 103‑летие! Сегодня на лидском аэродроме отрабатывают летные смены боевые штурмовики Су‑25, курсанты и военные летчики совершенствуют летное мастерство на учебно-боевых самолетах Як‑130 и учебно-тренировочных Л‑39.

…А 9‑я полевая воздухоплавательная рота в Лиде (близ имения Перепечица) была сформирована 9 сентября 1910 года из 2‑й роты бывшего 3‑го Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона. На вооружении роты состояло тогда два аэростата Парсеваля.

Уже в 1912 году военные приступили к строительству аэродрома в Южном городке рядом с городом. В 1913 году он был полностью готов, включая здания обеспечения и казармы. Там разместилась 4‑я авиационная рота, а всего в Российской империи на тот момент было шесть таковых. На вооружении у них тогда состояли самолеты «Фарман», «Ньюпор», «Вуазен». И эту авиационную технику обслуживали технари!

 

* В эпоху Второй мировой… На 1 января 1939 года на территории Беларуси базировалось 19 процентов авиаполков ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

В том же году в составе управления ВВС было создано эксплуатационное управление, решавшее задачи, связанные с технической эксплуатацией авиационной техники. А эксплуатационно-техническая служба ВВС стала самостоятельной. Она имела свои подразделения во всех строевых авиационных частях и школах, соединениях и объединениях, а также соответствующие органы во всех звеньях управления, начиная с эскадрильи.

Гражданская война, подготовка вооружения к установке на самолеты. 1919 год

Гражданская война, подготовка вооружения к установке на самолеты. 1919 год

Работы по восстановлению истребителя в войсковых условиях. 1942 год

Работы по восстановлению истребителя в войсковых условиях. 1942 год

«Ньюпор» и его команда техобеспечения

«Ньюпор» и его команда техобеспечения

25 февраля 1942 года приказом народного комиссара обороны на базе управления эксплуатации и ремонта ВВС и управления опытного строительства было создано главное управление инженерно-авиационной службы, во главе которой был поставлен главный инженер ВВС генерал-лейтенант Петров.

 

* На вооружение авиационных частей Краснознаменного Белорусского военного округа всегда поступала только современная авиационная техника, а обслуживать ее доверялось только лучшему инженерно-техническому составу.

Этого требовала сложившаяся после Великой Отечественной войны непростая военно-политическая обстановка. Противостояние с Западом стало причиной гонки вооружений. У западных границ СССР было размещено много воинских частей, в том числе авиационных, оснащенных современным вооружением и техникой.

В итоге с развалом Советского Союза белорусской армии досталась передовая авиационная техника, в том числе истребители МиГ‑29 и Су‑27, штурмовики Су‑25, фронтовые бомбардировщики Су‑24, вертолеты Ми‑8, Ми‑24, Ми‑6… За исправностью этих летательных аппаратов следили специалисты инженерно-авиационной службы воинских частей и вышестоящих штабов.

Предполётная подготовка на самолёте МиГ-21

Предполётная подготовка на самолёте МиГ-21

 

* Официальное признание профессионального праздника состоялось 30 сентября 2011 года — именно тогда вышел приказ министра обороны, объявивший 7 декабря Днем инженерно-авиационной службы авиации Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь.

 

Чтобы количество взлетов равнялось числу посадок!..

Ныне в авиационных частях специалисты инженерно-авиационной службы продолжают трудиться на благо безопасности полетов, следить за исправностью авиационной техники. А координацией их деятельности занимаются подчиненные начальника отдела эксплуатации и ремонта авиационной техники (правопреемника ИАС) — заместителя начальника управления вооружения ВВС и войск ПВО полковника Дмитрия Капустина.

 

Наша справка

Полковник Дмитрий Капустин стал продолжателем династии военнослужащих. Его отец Алексей Капустин — авиационный инженер, отдавший службе в армии 33 года, уволился в запас в звании майор. Старший брат Сергей по иронии судьбы (или закона сохранения энергии) стал офицером войск противовоздушной обороны, служил на Дальнем Востоке, ныне — офицер запаса.

Жизнь в военных городках в России, Монголии, Беларуси хорошо знакома Дмитрию Алексеевичу: приходилось не раз переезжать в связи с назначениями отца, а затем и собственными.

Дмитрий Капустин окончил Харьковское высшее авиационное инженерное училище в 1995 году. В командовании ВВС и войск ПВО служит после окончания Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина в 2009 году.

du2_6182 du3_4627 du3_4706

— Дмитрий Алексеевич, вековой период истории позади, накоплен весомый опыт работы с авиационной техникой. Хотелось бы подробнее узнать о работе подчиненной вам структуры, о повседневных буднях специалистов отдела эксплуатации и ремонта авиационной техники.

— В авиабазах мы бываем практически еженедельно. Осуществляем контроль за работой инженерно-технического состава на авиационной технике. Только исправные самолеты и вертолеты должны подниматься в небо, от этого зависит безопасность полетов. Летчик, садясь в кабину летательного аппарата, можно сказать, полностью доверяется именно специалистам ИАС, готовившим боевую технику к вылету. Мы трудимся, чтобы они летали, успешно выполняли учебно-боевые задачи.

Инженерно-технический состав авиационных частей приступает к подготовке авиационной техники к летной смене за четыре часа до ее начала. Затем трудится в среднем шесть часов летной смены. И когда полеты окончены, снова осмотры и проверки летательных аппаратов, их буксировка на стоянки — это занимает еще около двух часов… Только после этого технари могут отправляться на заслуженный отдых.img_6845 img_8723 img_8734

Если же говорить о работе офицеров нашего отдела в период с 2001 по 2016 год, благодаря их усилиям для поддержания исправности авиационной техники на авиаремонтных предприятиях Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины выполнен капитальный ремонт 127 самолетов и вертолетов различных типов, в том числе 11 капитальных ремонтов с модернизацией (четыре самолета Су‑27УБ до уровня Су‑27УБМ1, четыре самолета МиГ‑29 до уровня МиГ‑29БМ, три вертолета Ми‑8МТ до уровня Ми‑8МТКО1). В боевой состав ВВС и войск ПВО поставлено 10 самолетов Л‑39С, восемь самолетов Як‑130, шесть вертолетов Ми‑8МТВ‑5 (поставка второй партии вертолетов запланирована на следующий год) и три типа авиационных тренажеров (самолетов МиГ‑29 и Л‑39, вертолета Ми‑8). За отчетный период личным составом инженерно-авиационной службы в условиях авиационных баз войсковым ремонтом отремонтировано более 4.000 блоков и агрегатов различных наименований, экономический эффект при этом составил более двух миллионов долларов США.

Отмечу: в этот период личным составом отдела эксплуатации и ремонта авиационной техники управления вооружения ВВС и войск ПВО подготовлено более 1.200 указаний и технических распоряжений по вопросам эксплуатации и ремонта авиационной техники.

— Авиационные части буквально недавно пополнились современными учебно-боевыми самолетами Як‑130, а также вертолетами Ми‑8МТВ‑5 — это передовая авиационная техника российского производства. Насколько наш инженерно-технический состав готов грамотно ее обслуживать?

— В этом плане мы тесно работаем с заводами-производителями. Наши группы специалистов прошли переучивание. Обслуживать Як‑130 они обучались в авиационном центре переподготовки в Жуковском. А работать с новыми вертолетами учились на вертолетном заводе в Казани.du2_6010

Отмечу, что хорошим поводом для взаимодействия, обмена опытом между нашими специалистами и коллегами из других стран являются совместные учения, демонстрационные полеты в ходе воздушных парадов с участием российской авиационной техники. А с недавнего времени конкурс летного мастерства «Авиадартс» также стал для специалистов ИАС возможностью получать дополнительную практику, ценные знания в области работы с боевыми самолетами и вертолетами в различных условиях.

— Как можно стать военным авиационным инженером?

— Могу отметить, что сегодня дефицита в специалистах инженерно-авиационной службы нет. В наши авиационные части идут служить выпускники и авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь, и Белорусской государственной академии авиации, поступает много заявлений от офицеров запаса. Военнослужащие, уволившиеся в запас по возрасту, с удовольствием возвращаются в части на гражданские должности, на должности тех же техников воздушных судов — и передают свой опыт молодежи.

— Приятно, что 100‑летие инженерно-авиационной службы вы встречаете и с новой современной авиационной техникой, и с полным штатом грамотных специалистов. Позвольте пожелать всем представителям ИАС, чтобы авиационная техника всегда была исправна, а количество ее взлетов равнялось числу посадок.

— Спасибо. Я же, в свою очередь, желаю всем представителям ИАС и ее ветеранам здоровья и семейного благополучия.

Мы стали правопреемниками 26‑й воздушной армии ВВС СССР и свято чтим традиции, переданные нам ее офицерами. Я рад, что ветераны инженерно-авиационной службы всегда готовы помочь, делятся опытом, учат нас занимать активную жизненную позицию. Среди них — полковники в отставке Александр Григорьевич Зилинский, Владимир Яковлевич Жигачев, Владимир Георгиевич Санников, подполковник в отставке Евгений Васильевич Лабутин и многие другие.

А особую благодарность за ежедневный кропотливый труд хочу выразить главным инженерам отдела эксплуатации и ремонта авиационной техники по специальностям полковнику Андрею Близнюку, подполковникам Алексею Курбацкому, Вячеславу Гаврилову, Андрею Жеребило и Евгению Косицину. В авиационных базах отмечаю работу начальников инженерно-авиационных служб подполковников Валерия Роготнева, Сергея Кононова и Виталия Маевского.

Подполковник Игорь Жук, «Ваяр»

 

Наша справка

15 июня 1992 года на базе управления 26‑й воздушной армии ВВС СССР было сформировано командование Военно-воздушных сил Республики Беларусь. В 2001 году наши ВВС и войска ПВО были объединены в один вид Вооруженных Сил.

809 views

Обсуждение закрыто.