Центральный орган военного управления (Видео)

21 декабря 2016 года исполняется 15 лет со дня основания Генерального штаба Вооружённых Сил Республики Беларусь

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил — первый заместитель министра обороны Республики Беларусь генерал-майор О. А. Белоконев

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил — первый заместитель министра обороны Республики Беларусь генерал-майор О. А. Белоконев

Будучи центральным органом военного управления, Генеральный штаб предназначен для управления Вооруженными Силами, обеспечения их высокой боеспособности, организации взаимодействия структурных компонентов военной организации государства по выполнению задач обороны в мирное и в военное время.

Роль Генерального штаба Вооруженных Сил исключительно важна. На него возлагается ответственность за подготовку армии и страны к обороне, а с началом военных действий — за управление группировками войск (сил) в ходе вооруженной борьбы.

С введением военного положения Генеральный штаб выполняет функции исполнительного органа Совета Безопасности Республики Беларусь в системе стратегического управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями.total_cover_book

По мере непрерывного увеличения объема задач, связанных с обеспечением военной безопасности государства, а также под влиянием изменения форм применения и способов действий Вооруженных Сил Генеральный штаб претерпевал определенные изменения, а его функции неуклонно расширялись и усложнялись.

Вспомним тот путь, который прошел Генеральный штаб с момента его создания.

Начало

С обретением государственного суверенитета перед политическим руководством Республики Беларусь возникла необходимость формирования национальной военной политики. Требовалось разработать и ввести в действие нормативную правовую базу в области обороны государства, военного строительства и решить ряд других сопутствующих неотложных вопросов.

Исходя из интересов белорусского народа и государственных интересов Республики Беларусь, руководствуясь конституционным законом, Верховный Совет Республики Беларусь своим постановлением от 18 марта 1992 г. поручил Совету Министров Республики Беларусь с 20 марта 1992 г. приступить к формированию Вооруженных Сил Республики Беларусь.d83_4898

Военно-политические решения, принятые парламентом страны, потребовали коренной реорганизации всей организационно-штатной структуры войск, размещенных на территории Беларуси, в том числе состава и функций органов военного управления. 6 мая 1992 г. вышло постановление Совета Министров Республики Беларусь № 262 «О переподчинении формирований Вооруженных Сил, дислоцирующихся на территории Республики Беларусь, Министерству обороны».

В соответствии с приказом министра обороны Республики Беларусь от 21 января 1993 г. № 1 Министерство обороны было переведено на новый штат, а штаб Министерства обороны был переименован в Главный штаб Вооруженных Сил. Его возглавил генерал-майор Н. П. Чуркин.

Генерал-лейтенант ЧУРКИН НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (р.1949) Начальник штаба Министерства обороны (06.05.1992г. — 02.1993г.), начальник Главного штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь (02.1993г. —11.08.1994г.)

Генерал-лейтенант Н.П. Чуркин

На этапе преобразования войск Белорусского военного округа в Вооруженные Силы Республики Беларусь (1993–1994 гг.) было в основном завершено сокращение группировки войск, частично осуществлены ее структурные изменения, улучшено управление войсками, а также разработаны основные документы по деятельности армейских (корпусных) структур, формированию базы развертывания оперативных резервов.

В 1994 году начальником Главного штаба Вооруженных Сил Указом Президента Республики Беларусь от 10 августа 1994 г. № 38 был назначен генерал-лейтенант Л. С. Мальцев.

Генерал-полковник Л.С. Мальцев

Генерал-полковник Л.С. Мальцев

При его непосредственном участии была продолжена работа по совершенствованию структуры центральных органов военного управления. С 1 ноября 1994 г. Министерство обороны Республики Беларусь было переведено на новый штат. Для Главного штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь ключевыми стали задачи по осуществлению стратегического и оперативного планирования.

В целом на этом этапе деятельности Главного штаба Вооруженных Сил были созданы предпосылки для перехода к планомерному строительству и развитию Вооруженных Сил Республики Беларусь, определению основных подходов к дальнейшему реформированию Вооруженных Сил и всей военной организации государства.

В сложных условиях переходного периода военное руководство способствовало укреплению обороноспособности белорусской армии, улучшению ее качественного состояния. Был заложен фундамент не только для функционирования центральных органов военного управления, но и их последующей оптимизации.

Рождение

Повседневная деятельность Вооруженных Сил и проводимые в период с 1995 по 2000 год мероприятия оперативной подготовки показали, что одновременно реализовывать через Главный штаб Вооруженных Сил оперативные и административные функции было достаточно проблематично. Являясь основным исполнительным органом в системе управления Вооруженными Силами, Главный штаб был перегружен административными функциями и не мог эффективно управлять органами военного управления и войсками. Это обстоятельство обусловливало необходимость наделения Главного штаба Вооруженных Сил чисто оперативными функциями в системе руководства Вооруженными Силами, с делегированием административных функций управлениям объединений и соединений Сухопутных войск.

Генерал-полковник А.П. Чумаков

Генерал-полковник А.П. Чумаков

В этот же период дважды менялись начальники Главного штаба Вооруженных Сил. В декабре 1995 года Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 1995 г. № 492 начальником Главного штаба Вооруженных Сил — первым заместителем министра обороны Республики Беларусь был назначен генерал-лейтенант А. П. Чумаков, который сменил назначенного в октябре этого же года на должность министра обороны Республики Беларусь генерал-лейтенанта Л. С. Мальцева. Указом Президента Республики Беларусь от 1 апреля 1997 г. № 222 начальником Главного штаба Вооруженных Сил — первым заместителем министра обороны Республики Беларусь был назначен генерал-лейтенант М. Ф. Козлов.

Генерал-лейтенант М.Ф. Козлов

Генерал-лейтенант М.Ф. Козлов

Характерной особенностью функционирования Главного штаба Вооруженных Сил в этот период было то, что через него министр обороны Республики Беларусь осуществлял руководство Сухопутными войсками. Совмещение функций стратегического планирования и руководства повседневной деятельностью Сухопутных войск принижало роль и собственные возможности Главного штаба Вооруженных Сил как основного органа военного управления.

Республика Беларусь является государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса. Очевидно, что в современном мире ни одно государство не способно самостоятельно обеспечить свою безопасность, поэтому наша страна консолидируется с другими странами для создания коллективных систем безопасности, которые обеспечат дипломатическую и вооруженную защиту своих национальных интересов.

Этим фактором обусловлено создание региональной группировки войск Беларуси и России, а также участие страны в Организации Договора о коллективной безопасности. Отсюда — ведущая роль Генерального штаба в части прогнозирования и оценки военно-политической обстановки, в мониторинге источников угроз и выведении соответствующих индикаторов военной безопасности, в формировании предложений военно-политическому руководству государства в области обеспечения национальной безопасности. Генеральный штаб непрерывно отслеживает и анализирует военно-политическую обстановку в мире и по театрам военных действий, делает соответствующие выводы, готовит предложения. При этом используются современные информационные технологии, методики оценки военно-политической обстановки, учитывающие широкий спектр факторов, оценки индикаторов состояния национальной безопасности во всех сферах.

Одной из ответственных задач, которая была возложена на Главный штаб Вооруженных Сил после подписания в 1997 году Договора о создании Союза Беларуси и России, стала разработка нормативной правовой базы в сфере военной безопасности Союзного государства. В числе первых документов был подготовлен проект совместной оборонной политики Беларуси и России.

В результате кропотливой работы Главным штабом Вооруженных Сил Республики Беларусь совместно с Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации были разработаны нормативные правовые акты по созданию региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации.121011 img_5693

21 декабря 2001 г. на базе Главного штаба Вооруженных Сил был создан Генеральный штаб Вооруженных Сил. Одним из основных документов нормативно-правовой базы по его созданию явилась директива министра обороны Республики Беларусь от 15 ноября 2001 г. № Д‑27 «О реорганизации органов военного управления Вооруженных Сил». Указом Президента Республики Беларусь генерал-майор С. П. Гурулев был назначен начальником Генерального штаба Вооруженных Сил — первым заместителем министра обороны Республики Беларусь.

Генерал-лейтенант С.П. Гурулев

Генерал-лейтенант С.П. Гурулев

Становление

В процессе реформирования Вооруженных Сил была создана новая, более эффективная система управления. В 2001–2002 годах конкретизированы функции органов управления в соответствии с задачами строительства и развития Вооруженных Сил, упразднены дублирующие структуры, повышена эффективность работы.

В 2003–2004 годах Генеральным штабом Вооруженных Сил с привлечением других республиканских органов государственного управления и организаций разработаны документы военного планирования в области обороны. Они представляли собой стройную систему взглядов на вопросы обеспечения военной безопасности государства, просчитанных с учетом условий и факторов, сложившихся на это время вокруг и внутри Республики Беларусь.

В течение 2002–2005 годов Генеральный штаб Вооруженных Сил подготовил и провел целый ряд организационно-штатных мероприятий, в результате которых оптимизирована штатная численность Вооруженных Сил, устранены дублирующие и параллельные структуры, обеспечена эффективность функционирования Вооруженных Сил.

В 2006–2007 годах продолжалось совершенствование деятельности центральных органов управления Вооруженных Сил. В центре внимания Генерального штаба Вооруженных Сил всегда находились военно-научные и научно-технические вопросы.01 06_3

Конец XX — начало XXI века ознаменовал собой этап перехода от постиндустриального общества к информационному, произошло резкое повышение интенсивности информатизации общества и ее проникновение во все сферы жизнедеятельности человека. Потребовалась адекватная реакция с целью обеспечения защиты от информационного воздействия на объекты Вооруженных Сил в целях обеспечения военной безопасности Республики Беларусь. С этой целью в Генеральном штабе Вооруженных Сил были созданы органы управления информационным противоборством.

В 2007–2011 годах главная задача Генерального штаба Вооруженных Сил заключалась в выходе Вооруженных Сил на новый качественный уровень, соответствующий инновациям в военном деле, поддержании их способности в любых условиях военно-политической и стратегической обстановки гарантировать стабильное развитие государства, недопущение перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы или нападения на Республику Беларусь — обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства.

В декабре 2009 года Указом Президента Республики Беларусь на должность начальника Генерального штаба Вооруженных Сил — первого заместителя министра обороны Республики Беларусь был назначен генерал-майор П. Н. Тихоновский.

Генерал-майор П. Н. Тихоновский

Генерал-майор П. Н. Тихоновский

В 2011 году значительное место в работе Генерального штаба Вооруженных Сил уделялось оптимизации структуры и состава Вооруженных Сил, приведению их облика к требованиям времени.

Получила дальнейшее развитие система территориальной обороны государства. 1 ­сентября 2011 г. в Генеральном штабе Вооруженных Сил сформировано управление территориальной обороны.

11 января 2014 г. Указом Президента Республики Беларусь начальником Генерального штаба Вооруженных Сил — первым заместителем министра обороны был назначен генерал-майор О. А. Белоконев.

День сегодняшний

Беларусь обеспечивает свою безопасность, отдавая приоритет невоенным средствам. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь четко определила ориентиры и задачи в этой области. Здесь главные требования — упреждение негативных тенденций, адаптация силовых структур к меняющимся условиям, быстрое реагирование на возникающие внешние и внутренние угрозы.

Соответственно, важнейшей функцией Генерального штаба является проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, проведением мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. Генеральный штаб организует перевод Вооруженных Сил на военное время, стратегическое развертывание Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

В своей практической деятельности Генеральный штаб в современных условиях исходит из комплекса как невоенных, так и военных мер по обеспечению военной безопасности страны. Среди них эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них; достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности; соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности и ряд других, реализация которых обеспечивает безопасное и суверенное развитие нашего государства.

В целом же в системе современного военного планирования Генеральный штаб отвечает не только за выполнение Вооруженными Силами стратегических задач, но и за согласованное применение всех сил и средств в интересах достижения целей военной безопасности, в том числе в мирное время.

Под руководством Генерального штаба проводятся мероприятия оперативной подготовки. Наиболее значимыми по своему характеру и масштабам, количеству привлекавшихся к участию органов управления и войск являются учения, проводившиеся в 2001–2016 годах. В настоящее время Генеральным штабом ведется разработка и согласование вопросов проведения совместного стратегического учения вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации «Запад‑2017».

Под руководством Генерального штаба организуются и проводятся мероприятия совместной оперативной и боевой подготовки, в том числе в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств.

Проведенные проверки боевой и мобилизационной готовности войск подтвердили высокую способность соединений и частей к выполнению задач по предназначению. «Это главный показатель в военном деле, и ему по-прежнему необходимо уделять первостепенное внимание», — подчеркнул глава государства, выступая в октябре 2015 года перед офицерами в ходе оперативного сбора командного состава Вооруженных Сил.du3_6825

В 2014–2016 годах деятельность Генерального штаба была направлена на дальнейшее развитие Вооруженных Сил, обеспечение готовности и способности органов военного управления и войск (сил) к выполнению задач по предназначению, организации качественной подготовки и проведения мероприятий оперативной, боевой и мобилизационной подготовки применительно к современным реалиям и тенденциям развития военно-политической обстановки, возможному варианту эскалации вызовов и угроз национальной безопасности нашего государства. При этом основные усилия были сосредоточены на развитии систем управления, разведки, информационного противоборства, противовоздушной обороны, беспилотной авиации, ракетных войск и артиллерии, сил специальных операций, повышении возможностей по обеспечению живучести войск (сил).

Главнокомандующим Вооруженными Силами были конкретизированы основные задачи и направления строительства белорусской армии в современных условиях. Определена приоритетная задача — максимально адаптировать Вооруженные Силы к реагированию на ту ситуацию, которая может сложиться в средне- и долгосрочной перспективе. В связи с этим самое пристальное внимание уделяется увеличению боевого компонента постоянной готовности, а также развитию мобильного компонента Вооруженных Сил. В подготовке войск основные усилия сосредоточены на обучении их современным способам ведения вооруженной борьбы. В качестве приоритетного направления рассматривается также совершенствование территориальной обороны как возможности обеспечения всенародного характера защиты Отечества.

Несомненно, что генералы и офицеры Генерального штаба Вооруженных Сил  обладающие высоким интеллектом и профессиональным мастерством, способностью принимать обоснованные решения и неуклонно проводить их в жизнь, с честью выполнят задачи по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.

651 views

Обсуждение закрыто.