«Джип-джип ура!»

В Минске открылась первая школа внедорожного вождения.

Наше досье

Павел Козловский — журналист, тест-редактор ABW.BY, фанат внедорожных гонок, участник трофи-рейдов, джип-триалов и скоростных внедорожных соревнований.

Трос, лопата, теплая одежда, горячий чай и мозги — вот минимум того, что нужно взять с собой, съезжая с асфальта на бездорожье. Но как это делать правильно — многие владельцы внедорожников и кроссоверов не знают. Накануне Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь официальный дистрибьютор УАЗ в Беларуси открыл школу внедорожного вождения «УАЗ — школа 4 х 4». На занятиях опытные тренеры и инструкторы обучают всех желающих теории полного привода. Наш корреспондент — один из первых слушателей этой школы!

Суть занятий, проводимых в автошколе, — познакомить владельцев внедорожников с основными функциями, которые может выполнять их автомобиль. В программе курса внедорожного вождения есть как теоритические занятия, так и практические — на полигоне под Минском. В первой части рассматриваются типы, отличия, преимущества и недостатки полного привода, а также техника правильного преодоления естественных препятствий. А на практике владельцам внедорожников предлагают вместе с тренером выехать на полигон и отработать основные приемы вождения в условиях отсутствия дорог на основе полученных теоритических знаний. Обучение производится на автомобилях УАЗ «Патриот», которые предоставляет дистрибьютор, но при желании слушатель курса может использовать и свою технику.

И вот мы, столичные автожурналисты и блогеры, сидим на занятии. Тренер Павел Козловский доводит нам требования безопасности, рассказывает о правилах разведки трассы и демонстрирует разорванные в нескольких местах тросы.

— Вот с такими даже не суйтесь на бездорожье, — говорит Павел и показывает разлезшийся по нитям трос. — Судя по этикетке, он должен был выдержать нагрузку до 3,5 тонны, но по факту не справился и с полутора тоннами… Съезжая с дороги в лес или поле, убедитесь, что взяли с собой динамическую стропу, она позволяет рывком извлечь застрявшее транспортное средство из засадных мест (грязь, снег, песок). При этом тросы не рекомендуется использовать для непосредственной буксировки, ведь рывковые (так их еще называют) тросы не обладают достаточной устойчивостью к истиранию.


Джиперы тоже руководствуются принципом «не зная броду, не суйся в воду» и перед началом занятий проводят разведку трассы

После проведения вводного занятия Павел Козловский вместе с сотрудниками автосалона предлагает посмотреть на настоящий внедорожник на подъемнике и сравнить его с современными кроссоверами. Разница налицо: полный привод, мосты, раздаточная коробка и мощная несущая рама. Только с таким набором опций можно пытаться победить целину!

— Если автомобиль оборудован электроникой — антипробуксовочной системой и системой динамической стабилизации (ESP), то это существенно облегчает работу водителя, — считает тренер. — На занятиях мы обучаем управлению автомобилем в условиях бездорожья как с наличием этих функций, так и без них. Разницу почувствуете сами, сами также поймете, когда лучше отключить вспомогательные функции, а когда, наоборот, без них не обойтись.

И вот мы занимаем свои места в салоне новеньких УАЗ — мало кто из журналистов имеет личный внедорожник. На первом занятии было три вида автомобилей-тренажеров: УАЗ «Патриот» 2017 модельного года с электронными системами помощи, УАЗ «Патриот» 2016 года выпуска без этих систем и самый простой УАЗ‑2206, в войсках более известный как «буханка».


Диагональное вывешивание — прекрасный способ продемонстрировать возможности внедорожника с ESP

Первое испытание для внедорожников из Ульновска и обучающее упражнение для слушателей — трогание с места на подъеме в условиях гололеда. Казалось бы, что здесь сложного? Но первый же обучаемый, не имея достаточного опыта вождения внедорожников, шлифует колесами своей машины лед до самого асфальта. Автомобиль наотрез отказывается трогаться с места…

— Чуть отпусти педаль газа и подруливай, — подсказывает Павел Козловский. — А на автомобилях с электронными вспомогательными системами такой проблемы нет. Вот и первое отличие внедорожника, оборудованного системой стабилизации, от более простых внедорожников.

Далее, проехав несколько километров по лесной дороге, мы съезжаем на поле. Самое обычное поле, где еще прошлым летом пасли скот. В этот раз «выгулу» подлежали внедорожники и водители.

Не успели мы проехать и сотни метров, как послышался звуковой сигнал отставшего автомобиля — один из участников застрял, закопался в грунте и в снегу.

— Ошибка в том, что водитель, начиная застревать, по неопытности интуитивно увеличивает обороты, и машина закапывается. А нужно было всего-навсего отъехать назад по уже подготовленной колее и на скорости продолжить движение вперед, — поясняет Павел. — На этом учебном месте мы отработаем извлечение внедорожника из снежного плена с помощью «мотиватора» — лопаты. Затем можно начинать выезжать, раскачивая автомобиль вперед-назад.

Но даже в таком простом деле, как откапывание внедорожника, оказалось, есть свои нюансы. Не всегда можно было сразу понять, что именно мешает машине выехать. В нашем случае мосты буквально легли на снежную целину. Вот их и пришлось откапывать…

У нас-то есть лопата, условия идеальные. Впрочем, настоящие (таковыми они себя, как правило, считают) джиперы, которые не запаслись ею заранее, уже идут в ближайшую деревню за трактором и чем только не пытаются выдернуть внедорожник из грязи и снега. Впрочем, как результат — оторванные крюки и покореженные рамы… Но это не наш метод!

Затем нам предстояло отработать и такую вводную: застряли оба внедорожника — и тягач, и буксируемый. Причина опять же скрывается чаще всего в неправильной эксплуатации: газуя, закапываются оба автомобиля, ведь снег — очень коварная субстанция. По правилам нужно бы воспользоваться свойствами динамической стропы — тягачу необходимо разогнаться и дернуть на скорости застрявший автомобиль.

Еще один выход из сложившейся ситуации мы уже знаем — лопата. Есть и новый способ, интересный и очень веселый. Его и было решено опробовать.

Слушатели (и я в их числе) должны были вручную раскачивать оба автомобиля на тросе, пока хотя бы один из них не выедет своим ходом. И это удалось!

Чтобы продемонстрировать (да и проверить) геометрическую проходимость автомобилей, нужно было преодолеть брод. И тут результаты преодоления естественного препятствия удивили всех.

Если в чистом поле, пусть и занесенном по колено снегом, «буханка» чувствует себя как в родной стихии, то подмытый водой лед у обрыва — непосильная задача. Провалившись под лед, утилитарный УАЗ‑2206 пришлось вытаскивать с помощью гламурного на первый взгляд, внедорожника (с дневными ходовыми LED-огнями и с пластиковыми бамперами, прикрепленными к кузову, а не к раме). Вот вам и отсутствие свесов.

…К концу занятий каждый слушатель уже без помощи инструкторов с азартом преодолевал многие препятствия и мнил себя настоящим джипером. Тренеры же были более сдержанны в оценке мастерства обучаемых — нужно понимать, где заканчивается бездорожье и начинается кризисная ситуация, ведь каждый автомобиль имеет свой предел проходимости, который даже опытный водитель изменить не сможет.

— Главное — уметь вовремя остановиться, — подводит итог Павел Козловский. — Задача джипера — не только не застрять, но и уметь с достоинством выйти из любой ситуации. Именно поэтому наш начальный курс вождения на бездорожье предлагает освоение как теоритических, так и практических навыков вождения на примере реальных ситуаций и ошибок. Чтобы стать слушателем этой школы, ничего необычного или сложного делать не надо — достаточно иметь внедорожник или кроссовер и быть подписчиком тематической группы в социальных сетях, занятия — бесплатные. Джип-джип ура!

Капитан Александр Иванов, «Ваяр», фото автора

 

 

442 views

Обсуждение закрыто.