Рождённая революцией


Милиция зарождалась в огне февральской русской революции. Стремясь упрочить свое положение, Временное правительство еще 3 марта 1917 года провозгласило «…замену полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления». Правовые основы организации и деятельности народной милиции определялись в постановлении «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданных 17 апреля 1917 года. Согласно «Временному положению», взамен наружной полиции учреждалась милиция как исполнительный орган государственной власти.

4 марта 1917 года является днем рождения белорусской милиции. Именно в этот день отряды боевых дружин рабочих и милиции разоружили бывшую полицию, захватили городское полицейское управление, архивное и сыскное отделения, взяли под свою охрану важнейшие государственные учреждения, почту и телеграф. Минск, таким образом, стал центром создания милиции.

С введением общесоюзного положения центральным органом в республике стало Главное управление милиции при Совете Народных Комиссаров БССР, а местными органами — городские и районные управления милиции. На Главное управление милиции возлагались организация и руководство повседневной деятельностью рабоче-крестьянской милиции, определение места ее дислокации, структуры и штатов с последующим утверждением их СНК. В сентябре 1931 года Совнаркомом республики было утверждено положение о Главном управлении рабоче-крестьянской милиции при СНК БССР.

Особенно ярко проявились высокие профессиональные и личностные качества сотрудников милиции в период Великой Отечественной вой­ны. Милиция Беларуси была переведена на военное положение и полностью подчинена задаче обороны страны и разгрома врага. Она вела решительную борьбу с нарушителями правопорядка, дезертирами, мародерами, паникерами, очищала города и оборонно-хозяйственные пункты от преступных элементов, выявляла вражеских агентов и провокаторов, поддерживала организованную эвакуацию населения, промышленных предприятий, других хозяйственных грузов в глубь страны. В Беларуси, на территории которой с первых дней ­войны развертывался основной театр боевых действий, перед работниками милиции вставали и дополнительные, особые обязанности. Им первым приходилось сталкиваться непосредственно с фашистскими парашютистами, десантными группами противника, действовать в боевой обстановке. Главным управлением милиции НКВД СССР было принято решение о переводе работы наружной службы на две смены — по 12 часов каждая. На время войны отменялись отпуска. Принимались меры к пополнению бригад содействия милиции, организации групп содействия истребительным батальонам и групп охраны общественного порядка.

Во время освобождения Беларуси действовали оперативно-чекистские группы, задачей которых являлась непосредственная подготовка к восстановлению деятельности органов милиции.

После окончания Великой ­Отечественной войны оперативная обстановка в Беларуси была очень сложная, особенно в западных областях, где действовали организованные банды. Так же как до войны, управление органами милиции было централизованным. Высшим органом милиции являлось Главное управление милиции НКВД СССР. В НКВД союзных, автономных республик действовали соответствующие управления милиции. Начальники этих управлений одновременно являлись заместителями наркомов внутренних дел по милиции.

18 марта 1946 года V сессия Верховного Совета СССР приняла закон о преобразовании СНК СССР в Совет Министров СССР, а народных комиссариатов — в министерства. НКВД СССР преобразовывается в Министерство внутренних дел СССР. В структуре МВД СССР основную роль в обеспечении охраны общественного порядка играло Главное управление милиции.

Наиболее крупной и масштабной реорганизацией системы МВД явились мероприятия начала 1960‑х годов — упразднение в январе 1960 года центрального органа управления и координации деятельности всех органов внутренних дел — союзно-республиканского Министерства внутренних дел СССР, а также преобразование указом Президиума Верховного Совета БССР от 9 февраля 1962 года МВД БССР из союзно-республиканского в республиканское.

Позднее органы внутренних дел принимали активное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поддержании правопорядка в Армении, Нагорном Карабахе, других регионах бывшего СССР.

Первый шаг на пути приобретения политической самостоятельности Беларуси был сделан 27 июля 1990 года. В этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР, в которой было сказано, что Республика Беларусь имеет право на собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности.

В феврале 1991 года Верховный Совет БССР принял, а с 1 марта этого же года ввел в действие Закон «О милиции» — основной нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность органов внутренних дел республики. В соответствии с Законом «О некоторых изменениях в системе органов государственного управления Белорусской ССР» Министерство внутренних дел БССР преобразовывалось из союзно-республиканского в республиканское, и ему были переподчинены все органы внутренних дел СССР на территории Беларуси. Вслед за этим Президиум Верховного Совета Республики Беларусь утвердил текст Присяги рядового и начальствующего состава и положение о порядке ее принятия, Дисциплинарный устав органов внутренних дел.

Принципиальное значение для эффективного функционирования органов внутренних дел имеет подписание 17 июля 2007 года Закона Республики Беларусь № 263-3 «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». Закон определяет правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь, устанавливает обязанности и права органов внутренних дел и их сотрудников, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

Сегодня Министерство внутренних дел Республики Беларусь — республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД, осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления.