Сорок четыре тонны успеха

Этот танк разошелся по миру, как автомат Калашникова. Его высокая надежность, дешевизна производства, простота в обслуживании до сих пор являются эталоном в разработке бронетехники. Речь идет о самом массовом современном танке Т‑72.

Тактико-технические характеристики:

Т‑72 «Урал» — основной боевой танк
Боевая масса — 44,5 т
Длина — 9,5 м
Ширина — 3,5 м
Двигатель — многотопливный дизельный мощностью 780 л. с.
Скорость — до 60 км/ч
Вооружение — гладкоствольная пушка калибра 125 мм, 1 пулемет калибра 7,62 мм, 1 пулемет калибра 12,7 мм
Экипаж — 3 человека.

История этой боевой машины началась в 1963 году и совпала с назначением генерала Петра Ивашутина начальником главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. К этому времени в Советской Армии завершилась масштабное перевооружение. Основу парка бронетехники составляли боевые машины Т‑54, Т‑55, Т‑62. Первоначально по огневой мощи, защищенности, проходимости они не уступали средним танкам стран НАТО. Вскоре все изменилось.

— В начале 1960‑х американская армия получила на вооружение танк М60, — рассказал военный историк Леонид Карачун. — Он имел массу 46 тонн, что уже говорило о мощном бронировании, оснащался нарезной пушкой калибра 105 мм. Главное его отличие от машин того времени — принципиально новая система управления огнем, которая включала в себя баллистический вычислитель и прицел-дальномер. Это позволяло с высокой точностью поражать цели на дальностях свыше двух километров. Таких характеристик у советских машин не было.

Об этом начальник ГРУ немедленно поставил в известность военное руководство страны. Доклад генерала Ивашутина приняли к сведению, но радикальных выводов не сделали. Во‑первых, СССР по-прежнему превосходил вероятного противника по количеству боевых машин. Во‑вторых, военная промышленность запустила новые мощности по производству танков пятого поколения. В‑третьих, на складах и базах создан большой запас запасных частей, а учебные подразделения приняли единую программу по подготовке танковых экипажей. Ломать выстроенную систему было сложно и дорого.

— Масла в огонь подлил очередной доклад ГРУ о том, что британская армия получила средний танк «Центурион» новой модификации, — рассказал Леонид Карачун. — Он был вооружен 105‑мм пушкой, бронебойные снаряды которой поражали лобовую и башенную броню всех советских танков на расстоянии тысяча пятьсот метров. С этого момента отечественная бронетехника стала превосходить натовские машины лишь количественно. Качественно — уступала.

Ответом Советского Союза стал выпуск нового танка Т‑64. Принятый на вооружение в 1967 году, он должен был вернуть советскому танкостроению утраченное лидерство. Казалось, для этого машина имеет все — революционные новшества конструкции, мощное вооружение, хорошую броневую защиту, современную систему управления огнем. В течение пятилетки шестьдесятчетверка должна была заменить в строю все танки других модификаций. Однако осуществить амбициозный проект не удалось. Мощностей харьковского завода, где первоначально планировалось собирать танк, для массового выпуска оказалось недостаточно. Тогда к выполнению программы привлекли нижнетагильский «Уралвагонзавод». Его производственная база позволяла выпускать тысячу единиц бронетехники в месяц.

На предприятии спешно начали переналадку конвейера под выпуск Т‑64. Однако в самый разгар работ в главное бронетанковое управление начали поступать рекламации об отказах шестьдесятчетверки.

Доводка машины в войсках считалась нормальным явлением. Например, легендарный Т‑34 совершенствовали на протяжении всей Великой Отечественной войны. С Т‑64 все оказалось намного сложнее. Примененные в нем смелые инженерные решения опередили технологическое развитие промышленности.

— Из-за этого случались частые поломки. К примеру, революционный для своего времени оппозитный дизель, который был установлен на этом танке, оказался ненадежным, дорогим в производстве и сложным в эксплуатации. За восстановление агрегата в войсковых мастерских не брались и отправляли ремонтировать на завод. То же можно сказать о ходовой части и о комплексе вооружения, — отметил военный историк кандидат технических наук Владимир Геллер. — Для доработки агрегатов требовалось немало времени. Войска нуждались в новой технике. Известный советский конструктор Валерий Венедиктов предложил собственный компромиссный вариант решения проблемы: выпускать танк, который является вариантом Т‑64, но оснащенный другим двигателем, ходовой частью, башней, приборами управления огнем.

Идею конструктора поддержали. Опытную партию из десяти Т‑72 собрали буквально вручную. Вместо капризного оппозитного двигателя на семьдесятдвойку установили надежный V‑образный дизель В‑46 мощностью 780 лошадиных сил. Изменения коснулись внутрибашенного пространства, комплекса вооружения, электрики. В целом после всех доработок стоимость машины сократилась на десять процентов, а надежность значительно возросла. Таким образом, удалось добиться существенного снижения затрат на производство.

Испытания танка проходили во всех климатических зонах — от пустынь до заснеженной тундры Крайнего Севера. В Краснознаменном Белорусском военном округе секретный образец штурмовал болота Полесья и реки Витебщины.

— На испытаниях произошел интересный случай. Каждый танк сопровождало несколько тягачей на случай, если боевая машина застрянет или сломается, — рассказал Владимир Геллер. — Получилось наоборот: экспериментальный танк притащил в парк оба тягача.

Машина продемонстрировала высокую надежность, практичность и ремонтопригодность в полевых условиях. В 1973 году она была принята на вооружение под индексом Т‑72. Более того, это был первый советский танк, получивший имя — «Урал».

Т‑72 имеет низкий силуэт и классическую схему компоновки. Технология изготовления корпуса в целом не претерпела особых изменений. Танк изготавливался методом сварки из многослойной брони. Механик-водитель находится в отделении управления по центру корпуса. Рабочие места командира и наводчика оборудованы в башне справа и слева от пушки.

— Гладкоствольная пушка калибра 125 миллиметров по своим характеристикам превосходила все иностранные образцы, — рассказал Владимир Геллер. — Высокая скорострельность — до десяти выстрелов в минуту — обеспечивается установкой автомата заряжания. Пушка стабилизирована в двух плоскостях и позволяет вести прицельный огонь на высоких скоростях. Система управления огнем имеет оптический дальномер. По огневой мощи Т‑72 превзошел своих конкурентов.

Армия сразу же потребовала Т‑72 в массовых количествах. На «Уралвагонзаводе» было организовано поточное производство этих танков. Они также выпускались по лицензии в Югославии, Польше, Чехословакии и Индии. С конвейеров сошло около тридцати тысяч таких машин в одиннадцати модификациях. Белорусский военный округ на новую машину перевооружался в числе первых.

— БВО в Советской Армии называли танковым. Многие связывали это с количеством боевых машин. В Беларуси была создана лучшая школа по подготовке специалистов для танковых войск. «Учебка» в Борисове гремела на весь СССР.

Шасси танка Т‑72 по характеристикам и надежности практически не имеет конкурентов. Неслучайно на его базе создано более десятка специальных машин. Среди них — мостоукладчики, самоходные минометы, артиллерийские и зенитные установки.

В 1998 году на выставке вооружений во Франции Т‑72 был признан самым массовым и надежным танком второй половины XX века. И, похоже, это звание за ним сохранится надолго. По оценке специалистов, Т‑72 обладает высокой пластичностью в плане модернизации. Корпус улучшать бессмысленно. На то он и считается эталоном. Зато все остальное — от катков до комплекса вооружения — можно совершенствовать бесконечно.

Интерес у специалистов вызывает программа модернизации «Витязь». Технология разработана белорусским военно-промышленным комплексом. Боевая машина оснащается многоканальным прицелом отечественного производства «Сосна-У». Он имеет оптический, телевизионный и инфракрасный канал, а также лазерный дальномер, который используется и в качестве средства подсветки целей при стрельбе управляемыми ракетами. Кроме того, значительно усиливается броневая защита, обновляются средства связи. Например, может быть установлена новая радиостанция Р‑181-50ВУ «Рапсодия» и спутниковая система позиционирования на основе GPS/ГЛОНАСС.

Для семейства танков Т‑72 характерны высочайшая надежность всех узлов и механизмов на поле боя, отличная подвижность и маневренность вне зависимости от климатических и дорожных условий.

Продолжателем славы Т‑72 стал Т‑90. О нем мы расскажем в следующих номерах газеты.

Юрий Андреев

350 views

Обсуждение закрыто.