Новый музей города Минска

В Минске появилась новая музейная экспозиция. На улице Кирилла и Мефодия открылся новый филиал

Музея истории города Минска, получивший название «Минская конная железная дорога».

Такими были кондукторы конки

Этот некогда популярный у горожан вид транспорта скоро отметит свое 125‑летие. Впервые с его помощью осуществлена перевозка пассажиров в мае 1892 года. Был момент, когда с 1918 по 1921 год из-за финансовых трудностей вагоны, буксируемые лошадьми, перестали перевозить горожан и приезжих. Сеть конных железных дорог просуществовала почти 40 лет, до 1928 года. На смену данному виду транспорта пришел электротранспорт.

Идея создания такой экспозиции у сотрудников музея возникла в 2012 году, и дальше шло ее практическое осуществление.

Здание, в котором в настоящее время размещена музейная экспозиция, изначально принадлежало городской пожарной части (первое упоминание о нем относится к 1905 году). В нем собрано более девяноста оригинальных экспонатов из фондов Музея истории города Минска.

Помещение разделено на два экспозиционных зала. В одном из них — «Управление Минской конной железной дороги», более камерном, представлен интерьер конторы управления конки, воссозданный по «Описи движимого и недвижимого имущества Управления…» от 1 января 1913 года. За исключением парапета все представленные здесь предметы настоящие: стол-конторка в викторианском стиле, пишущая машинка «Миньон» немецкого производства, часы 1920 года выпуска и телефон, изготовленный в начале прошлого века. Сняв его трубку, можно прослушать новости и пожелания от жителей города и служащих конки.

Рядом с реконструкцией офиса XX столетия за стеклом расположен макет самого депо.

В другом зале, получившем название «По улицам губернского Минска», представлен сам город, где показаны витрины популярных магазинов, аптек и другие атрибуты. Выставленные тут платье, зонты, шляпа, обувь были изготовлены много лет назад и сохранились до нашего времени. А вот газеты, открытки и прочие бумажные издания из соображений сохранности представлены копиями. Их оригиналы хранятся в Музее истории города Минска.

Но, пожалуй, наибольший интерес у детей и взрослых вызовет центральный экспонат музея — сам вагон конной железной дороги. К сожалению, реальный его экземпляр найти не удалось. Поэтому это реконструкция, разработанная и воссозданная по сохранившимся уникальным фотографиям, чертежам в его реальную величину научными сотрудниками музея и специалистами художественного комбината.

— В Минске ездили вагоны, изготовленные на различных вагонопрокатных заводах. По фотографиям мы посчитали точное количество окон в вагоне и определились с другими его особенностями, — объяснила ведущий научный сотрудник.

Например, такое транспортное средство должно было иметь две площадки для кучера. Разворотное кольцо конки отсутствовало. Доезжая до конечного пункта, кучеру приходилось отцеплять и переводить упряжку лошадей на противоположную сторону вагона. Пассажирам запрещалось заходить внутрь со стороны, где находился кучер. Для того чтобы транспортные средства не могли столкнуться друг с другом, составлялся график. Движение регулировалось с помощью разъездов и крестовин. Сохранились сведения о нескольких дорожно-транспортных происшествиях с участием данного транспорта на конной тяге.

К сожалению, из-за ограниченности выставочного пространства невозможно разместить в музее главную тяговую силу — лошадей.

Реконструкция вагона конки

А вот рельсам повезло больше. Их фрагменты сохранились и выявлены во время ремонтных работ трамвайных путей. Дело в том, что некоторое время по ним ездили трамваи. Также использовались они в качестве свай при укреплении строительных котлованов или как балки в домах.

Современная экспозиция не может существовать без современных электронных средств. Поэтому в вагоне установлен экран, на котором демонстрируются кадры старой хроники с созданием иллюзии движения конки. Погрузиться в жизнь города можно с помощью игры-квеста «Маршруты Минской конки», установленной на специальном мониторе. Успешно преодолевший все задания игрок может получить удостоверение кучера Минской конной железной дороги либо свидетельство посетителя экспозиции.

Юрий Влодавский, фото автора

 

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы ведущему научному сотруднику Музея истории города Минска Лидии Маркович.

522 views

Обсуждение закрыто.