«Да здравствует мудрость, и разум, и свет!»

Премьера «Волшебной флейты» — самой известной в мире оперы-сказки Вольфганга Амадея Моцарта — состоялась в Национальном академическом Большом театре оперы и балета в рамках Австрийского культурного сезона в Республике Беларусь.

О том, какой будет премьера, журналисты столичных СМИ узнали на пресс-конференции, которую открыл первый заместитель генерального директора театра Владимир Рылатко и которая прошла на сцене театра в окружении красочных декораций из оперы. Причем нам была предоставлена поистине сказочная возможность примерить на себя костюмы удивительных персонажей красивейшей из моцартовских опер и подержать в руках волшебную флейту.

На сцене Большого театра начинается… сказка. Дочь Царицы ночи похитил волшебник Зарастро. Царица ночи посылает принца Тамино спасти девушку и дает ему волшебный атрибут — флейту и помощников. Принц переходит на сторону волшебника, проходит испытания и завоевывает таким образом любовь… Этот красивый сюжет, обработанный в духе популярных во времена Моцарта и Сальери народных феерий, полных экзотических чудес, автор либретто к опере Эммануэль Шиканедер почерпнул в сказке Виланда «Лулу» из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов». Это опера-сказка, где прославляется победа света над мраком, добра над злом, любви над коварством и дружбы над враждой.

На таком противоборстве в весенней премьере и делает акцент международная творческая команда: режиссер-постановщик Ханс-Йоахим Фрай, художник-постановщик Хартмут Шергхофер и дирижер-постановщик оперы Манфред Майрхофер, который признается, что любит «Волшебную флейту» за то, что она стилистически многогранна. Так, Папагено — персонаж, ярко окрашенный национальным колоритом и простой как сама народная песня, и партия его выдержана в этом же ключе. Памина и Царица ночи — герои высокого оперного искусства, представители серьезной оперы. Тем не менее многочисленные арии, ансамбли и хоры вместе составляют единое целое. И в этом заключается тайна произведения. «…Дирижер, который дышит вместе с артистами» (именно так отзываются о нем музыкальные критики Вены) сказал: «Я думаю, что одно из важнейших посланий, которое оставили нам в этой опере: «Люди, будьте счастливы!».

«Наша опера должна быть сказкой — волшебной, наполненной фантазией», — сказал режиссер-постановщик «Волшебной флейты» на сцене Большого театра Беларуси Ханс-Йохим Фрай.

А вот еще одно мнение художника-постановщика Хартмута Шергхофера:

— Сказка многогранна. Создатели оперы написали сюжет, который включил в себя и египетский миф об Изиде и Осирисе, и западноевропейский фольклор… А наша задача — создать целый мир, климат, атмосферу и, конечно, сделать это действие увлекательным для зрителя. Для этого мы стараемся использовать все возможности театра и сцены, о чем говорил еще автор либретто Шиканедер в XVIII веке.

Народная артистка Беларуси, главный хормейстер Большого театра Беларуси, хормейстер-постановщик спектакля Нина Ломанович поделилась с журналистами своим мнением: «В опере не так много хоровых сцен, тем не менее «Волшебная флейта» предоставляет хору возможность выступить в ином амплуа. Это сказка, причем сюжет ее разворачивается в камерной атмосфере, и исполнять эту музыку нужно камерно — легко и с особым изяществом. К тому же хор поет на языке оригинала, а немецкий язык не способствует легкости звучания, напротив, он свойственен полновесному, мощному пению. И в этом особая прелесть выразительности музыки Моцарта».

Нина Иосифовна подчеркнула ценность совместного с носителями языка и исполнительской традиции творчества — дирижером-постановщиком оперы Манфредом Майрхофером и режиссером-постановщиком Хансом – Йоахимом Фраем. К слову, каждый из гостей белорусской сцены не преминул дать прекрасную и заслуженную оценку творческому коллективу: высокий профессионализм, трудолюбие и безграничная любовь к опере.

…Итак, занавес открывается, и мы с вами оказываемся в сказочной атмосфере лучшей оперы в творчестве Моцарта, наполненной волшебством, фантазией и признанным во всем мире талантом артистов Большого театра Беларуси.

Ирина Бурак, фото предоставлено Национальным академическим Большим театром оперы и балета Республики Беларусь

500 views

Обсуждение закрыто.