«В Алабино поедут лучшие!» (видео)


На днях на 174‑м учебном полигоне Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны под руководством начальника главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майора Андрея Некрашевича прошел контрольный отбор танковых экипажей для участия в международных соревнованиях по танковому биатлону. За право представлять нашу страну на Армейских международных играх состязалось десять танковых экипажей от Западного и Северо-Западного оперативных командований и 72‑го гвардейского Объединенного учебного центра. И только шесть экипажей получили возможность продолжить борьбу за заветные путевки в Подмосковье, на полигоне Алабино, где традиционно будет проходить состязание на звание лучшего танкового экипажа престижных армейских соревнований.Полигон Доманово встретил хорошей погодой: на небе ни единого облака. А это значит, что условия для состязания экипажей — превосходные.

Уже на подходе к командно-наблюдательному пункту «Звезда» слышно грозное рычание моторов танков. Скоро начнется первый заезд — и на полигоне станет по-настоящему жарко.

Примечательно, что отбор лучших танковых экипажей, их тренировка и подготовка к армейским играм проходят именно на этом полигоне. Здесь сооружена танковая трасса, очень похожая на ту, что находится в Алабино: протяженность, препятствия, мишенная обстановка, сложность прохождения… А некоторые из танкистов, ранее принимавших участие в состязании в России, не скрывают, что проходить белорусскую трассу даже несколько труднее.

— То, что эта трасса сложнее, нам только на руку, — отметил главный тренер сборной команды подполковник Владимир Гребенчук. — Чем сложнее подготовка, тем легче будет танковым экипажам в Алабино. Как говорится, тяжело в учении — легко в бою.

Офицер пояснил также, что по всему маршруту трассы была установлена специальная система видеонаблюдения, состоящая из десяти видео­камер. Это нововведение позволило полностью заменить военнослужащих-учетчиков, которые прежде находились на каждом препятствии и сообщали по радиостанции сведения о правильности его прохождения экипажем.

К слову, подполковник Владимир Гребенчук занимается тренировкой белорусской сборной команды вот уже четвертый год. И он как никто другой знает методы и способы достижения высоких результатов.

— Вне всяких сомнений, внедрение видеокамер — полезное новшество! — рассказал подполковник Владимир Гребенчук. — Они имеют широкий угол обзора и позволяют судейской комиссии объективно оценивать действия танкистов по всему маршруту: вход экипажа в препятствие и выход из него, поддержание оптимальной скорости, ее снижение или увеличение на конкретных участках трассы… Видео с камер выводится на несколько мониторов на КНП и автоматически сохраняется на жестком диске. Это дает возможность по окончании заезда проводить вместе с личным составом полный анализ его действий и подробный разбор допускаемых ошибок на наглядных примерах.

* * *

Первый заезд. Семьдесятдвойка, оставляя на земле глубокие «шрамы» от гусениц, яростно рванула к первому препятствию — участку маневрирования.

Приблизившись, танк уже не так грубо, а аккуратно, с грацией пантеры прошел препятствие. И не задел ни единого ограничительного столбика! Затем — рубеж загрузки боеприпасов. Построившийся перед машиной экипаж, спустя мгновение занялся загрузкой снарядов для предстоящей стрельбы.

…Теперь — огонь!.. Несколько выстрелов из танковой пушки, спаренного пулемета ПКТ и зенитного пулемета — и машина мчится навстречу новым препятствиям…

Впереди не раз огорчавшая многих механиков‑водителей ступенька эскарпа… Сбросив скорость, танк взобрался на стенку преграды. На секунду боевая машина замерла почти в вертикальном положении. Сложно даже представить себе, какие нагрузки переносят военнослужащие внутри этого исполина в такие моменты…

Оставив в пыли «косогор», танк успел вскарабкаться на десятиметровый «курган». Успешно преодолены и эти препятствия, теперь наступило время «искупаться» — преодолеть водную преграду.

«Освежившись», бронемашина вошла в обозначенную ограничительными знаками узкую колею — проход в минно-взрывном заграждении. Ювелирна работа мехвода — и это препятствие пройдено без единого нарушения.

Оставшиеся колейный мост, «гребенка» и противотанковый ров были «взяты» так же уверенно. Но это еще не все… Дальше — фланговая стрельба в движении.

Происходящее захватывало дух! Двигаясь параллельно мишенному полю, экипаж, замедляя ход, совершил несколько точных выстрелов…

* * *

Судейская комиссия на командно-наблюдательном пункте не без помощи видеокамер не упустила из виду ни единого действия соревнующихся экипажей. С каждым заездом становилось ясно: бесспорный лидер состязания — экипаж гвардии лейтенанта Павла Марковца, представляющий 6‑ю отдельную гвардейскую механизированную бригаду. На каждом из участков подчиненные этого офицера продемонстрировали мастерство вождения, высокую точность стрельбы и отменную выносливость.

По окончании заездов судейская комиссия приступила к определению лучших экипажей. Для парней, только что показавших высокий класс, эти минуты ожидания были особенно волнительными.

— Я очень доволен тем, как мы прошли трассу, — поделился впечатлениями командир экипажа гвардии лейтенант Павел Марковец. — Конечно, были моменты, на которые стоит обратить внимание и еще поработать над ними, не без этого. Но в целом мы показали себя неплохо. Соревновательный дух заставляет работать каждого члена экипажа на пределе возможностей. Помимо физической нагрузки, присутствует и эмоциональная: все участники хотят не ударить лицом в грязь и попасть на армейские игры.

Гвардии лейтенант Павел Марковец

Командир экипажа рассказал и о том, что все участники прошли подготовительный десятидневный сбор. Подробно изучили каждое из препятствий, технику их преодоления. А затем отработали их прохождение на тренажерах.

— Управлять танком — это не просто сидеть за рулем легковушки. Танк — серьезная машина, — продолжил свой рассказ гвардии лейтенант Павел Марковец. — Приборы находятся как с правой, так и с левой стороны от механика-водителя, и ему необходимо постоянно контролировать их показания. Ведь по правилам соревнований поломка автоматически отбрасывает команду на последнее место…

К этим словам командира экипажа присоединился водитель-механик гвардии прапорщик Сергей Коновалов:

— Прав наш командир, нелегко сорок тонн металла «в узде» сдерживать — это же такая мощь! Сложно передать то ощущение, когда со звоном в ушах несешься сразу после выстрела к эскарпу и «зависаешь» в воздухе, когда уровень адреналина поднимается настолько, что все чувства обостряются — и кроме жажды стать первым, не существует ничего…

* * *

Оценкой действий экипажей поделился один из тренеров белорусской команды подполковник Александр Тарун.

— Соревноваться с нами будет непросто: с каждым годом практики все больше, экипажи становятся опытнее, — заверил офицер. — У ребят серьезная подготовка. И в ходе занятий мы, учитывая ошибки на прошлогодних соревнованиях, берем в расчет всевозможные нюансы, которые могут возникнуть во время заезда.

Тренер рассказал также о том, что одной блистательной стрельбы или искусного прохождения трассы недостаточно: танкисты внутри машины должны понимать друг друга даже не с полуслова — с одного жеста! И если в экипаже есть такая слаженность, успех гарантирован более чем на 70 процентов.

Подполковник Александр Тарун

— Тем не менее танковый биатлон — это прежде всего гонка, — подчеркнул подполковник Александр Тарун. — Поэтому своеобразной палочкой-выручалочкой для экипажа является механик-водитель. Он может вытянуть команду на призовое место даже при нескольких промахах наводчика-оператора… Впрочем, и мехвод не обходится без подсказок командира: где-то нужно снизить скорость, а где-то — наоборот, ускориться. Все взаимосвязано. Здесь нет ничего отдельного. Экипаж танка можно сравнить с рукой: если нет одного пальца, она уже не будет работать так, как нужно. Одним словом, экипаж — это одно целое.

* * *

Когда результаты были утверждены, первые итоги подвел один из судей состязания преподаватель кафедры устройства и эксплуатации бронетанкового вооружения Военной академии Республики Беларусь подполковник запаса Николай Корякин.

Гвардии прапорщик Сергей Коновалов

Гвардии прапорщик Павел Козячем

— Сегодня мы завершили очередной этап подготовки нашей команды к участию в танковом биатлоне, причем весьма успешно, — подытожил Николай Геннадьевич. — Мы в составе комиссии судили не просто действия экипажа в целом, а по категориям: каждый из судей вел свое направление. Поэтому результаты более чем объективны. Во многом нам помогли видеокамеры. Они исключили человеческий фактор: если раньше учетчик мог совершить ошибку и неправильно оценить действия экипажа, то сейчас вся «мизансцена» как на ладони. Приятно, что все, кто был причастен к этому мероприятию, добросовестно отнеслись к своим обязанностям. В частности, хочется поблагодарить личный состав 174‑го учебного полигона ВВС и войск ПВО, который ежедневно помогает в подготовке и обслуживании трассы и мишенного поля.

Позже в торжественной обстановке результаты отбора озвучил начальник главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майор Андрей Некрашевич. Выступив перед танкистами с поздравительной речью, он напомнил, что только усердные тренировки и добросовестное обучение позволят им достойно выступить на столь престижных состязаниях.

— В лучшую сторону хочется отметить руководство войск Западного оперативного командования и непосредственно командование 6‑й отдельной гвардейской механизированной бригады, — продолжил Андрей Константинович. — Один из танковых экипажей этого соединения во главе с гвардии лейтенантом Павлом Марковцом по достоинству занял первое место. Примечательно, что экипаж молодого офицера сумел обойти два экипажа, которые ранее принимали участие в соревнованиях по танковому биатлону в Алабино в прошлом году.

Гвардии прапорщик Сергей Коновалов

Затем начальник главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил вручил командиру экипажа гвардии лейтенанту Павлу Марковцу, механику-водителю гвардии прапорщику Сергею Коновалову и наводчику-оператору гвардии прапорщику Павлу Козячему переходящий вымпел. Отныне он будет ежегодно вручаться лучшему танковому экипажу Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Старший лейтенант Ян Горбанюк, «Ваяр», фото автора

Видео можно посмотреть на канале Министерства обороны в YouТube: