Притяжение неба


Небо — высокое и далекое — становится ближе, когда открывается купол парашюта. Почувствовать реалистичность происходящего можно, лишь испытав ощущение свободного полёта под куполом и мощный ветер в лицо… И уж точно лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! А еще лучше — испытать на себе хотя бы немногое из того, что умеют настоящие десантники.

В 38‑й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде это стало возможным. Направляюсь к воздушно-десантному комплексу (ВДК), знакомлюсь с гвардии старшим прапорщиком Андреем Лизуновым. Он проводит инструктаж на занятиях по предпрыжковой подготовке с десантниками — к ним присоединяюсь и я.

И вот мы получаем макеты парашютов. Мне как новичку старательно помогают надеть один из них.

Парашютная система состоит из множества лямок и лент. Не имея опыта и сноровки, даже в паре трудно быстро экипироваться. Но ничего, навыки приходят со временем… Кстати, выполнить этот норматив в паре нужно за пять минут.

Макет парашюта по весу приближен к боевому (в среднем 15 килограммов вместе с запасным и основным парашютами). Весомо! И этот груз я смогла прочувствовать сразу. А по мере выполнения упражнений он становился все тяжелее, словно наливался свинцом…

Идет тренировка на ВДК

Пока же мы направляемся на линию проверки. Командир взвода, командир роты, приборист и офицер — специалист воздушно-десантной службы проверяют, правильно ли экипированы десантники.

Затем мы подходим к первой учебной точке. Здесь размещается полоса для отработки порядка приземления на различные препятствия. Она оборудована разнообразными конструкциями в виде шин и металлических элементов. Начинаем с разминки голеностопных суставов.

Начали!..

Прыжки на шины, кажется, несложны, но круг-другой с грузом за плечами существенно усложняет движения. Через два круга переходим на трамплин. Здесь отрабатывается алгоритм приземления парашютистов на горизонтальную поверхность — землю, крышу здания.

Затем направляемся к стапелю подвесных систем. На нем отрабатываются все действия в воздухе — от отделения и группировки до отработки управления куполом и других действий в воздухе. С непривычки непросто четко и слаженно выполнять команды, моего старания пока недостаточно…

В ожидании десантирования

Мы движемся дальше — к макетам вертолета Ми‑8 и самолета Ан‑2. Изучаем порядок построения корабельных групп перед загрузкой в эти летательные аппараты. Отрабатываем отделение от летательного аппарата, группировку…

Затем отправляемся на высотный тренажер. На нем отрабатываются отделение, группировка, отсчет времени и приземление. Мне как новичку пока не рекомендуют заниматься на этом тренажере, ведь есть еще над чем поработать на предыдущих учебных точках.

Тем временем военнослужащие отрабатывают приземление на различные препятствия (на лес, линии электропередачи, здания, водные преграды…). Десантники узнают о том, как предотвратить сближение парашютистов и как действовать, если такая ситуация в воздухе произошла.

В целом тренировка занимает два часа — и все это время вы проведете в движении.

И в том, что служба десантника нелегка, я смогла убедиться лично, почувствовав, как ноют плечи под весом макета парашюта. А ведь перед каждыми очередными прыжками военнослужащие — независимо от их опыта — проходят эту подготовку заново, доводя все действия до автоматизма.

Во время тренировки на ВДК убеждаюсь в том, как старательно отрабатывает все действия командир минометного расчета гвардии младший сержант Леонид Бенгардт. Парень родом из Пинска, учился по специальности «инженер-технолог в сфере общественного питания». Он служит уже 16 месяцев — и охотно делится впечатлениями:

— Всегда мечтал стать десантником! Знакомые мне рассказывали, что в 38 одшбр настоящая школа жизни и мужания, которую стоит пройти. Вспоминаю свой первый прыжок с парашютом: чувствовал радость, адреналин зашкаливал… То, чему нас учат на ВДК, необходимо усвоить, отработать до автоматизма, чтобы потом действовать уверенно. Чувствовать свободный полет, затем приземлиться, погасить купол, уложившись в отведенное по нормативу время…

Скоро в небо…

Леонид уверен, что каждому человеку армия дает что-то свое. Многих как нельзя лучше подготавливает к жизни, делает более ответственным.

Гвардеец признался, что с нетерпением ждет следующий прыжок. Леонид, отметим, — первый десантник в семье, и родители этим очень гордятся.

Тренировка на ВДК завершена. Впереди десантирование. Проходить оно будет на Брестском полигоне, его еще называют «Сахара» из-за мягкого песчаного покрытия. Лучшее место для приземления десантников найти трудно.

…И вот настал долгожданный момент. Десантники загружаются в вертолет Ми‑8. Поднимая клубы пыли, винтокрылая машина взмывает в воздух.

Как только вертолет пролетел над ближайшим лесом и оказался над равнинной местностью, начинается десантирование. Несколько секунд — и в небе распускаются купола. Словно пушистые одуванчики, они разлетаются от потоков ветра.

Спешу на площадку приземления, чтобы пообщаться с теми, кто спустился с небес на землю… Передо мной гвардии рядовые Михаил Полуян и Михаил Мякин.

Михаил Полуян только что приземлился (шел вторым по счету при десантировании) — и уже уверяет, что хочет совершить очередной прыжок с парашютом. Признается: страх высоты прошел уже после первого прыжка. До армии он учился в Мозырском педагогическом университете, занимался академической греблей. А теперь рад, что проходит срочную службу в 38 одшбр.

— Научился тому, с чем в жизни никогда бы не столкнулся, если бы не армия. И я всем бы посоветовал пройти службу именно здесь, — уверил гвардии рядовой Полуян.

А его сослуживец Михаил Мякин особо отметил в беседе: теория от практики очень отличается.

— Когда раскрывается купол и ты видишь землю с высоты птичьего полета, чувства — непередаваемые. Словно ты птица…

До армии этот парень занимался легкой атлетикой, ходил в тренажерный зал. Он не сомневается: для того чтобы быстрее адаптироваться к армии, нужно закалять себя, настраиваться на большие физические нагрузки и старательно привыкать к ним.

После службы Михаил Мякин планирует вернуться домой в Житковичи, продолжить работать техником лесного хозяйства, а также получить высшее образование. А пока он хочет совершить еще несколько прыжков и поучаствовать в учениях. Хочется верить, что планы этого целеустремленного парня обязательно осуществятся.

…Покидала я 38 одшбр с особым чувством. Мне, если это будет возможно, хотелось бы еще раз пройти предпрыжковую подготовку и постепенно освоить каждый из элементов ВДК. А потом, не исключено, исполнится моя давняя мечта: прыгнуть с парашютом — и, наверное, не в одиночку, но это будет уже другая история…

Наталья Пахомович, «Ваяр», фото Дениса Малышица