«Пусть Божье благословение всегда пребывает с нашим воинством и народом»


Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси несет пастырское служение в нашей стране четвертый год. За это время трудами Высокопреосвященнейшего владыки в Белорусской православной церкви произошло немало изменений, которые еще более упрочили ее авторитет в обществе. Его Высокопреосвященство постоянно встречается с верующими, в том числе с детьми и молодыми людьми, наставляя их на путь истинный. Частый гость владыка и у людей в погонах, которых он благословляет на ратные дела, призывает не обижать тех, кто без оружия, не глумиться над слабыми. Рабочий график Митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси расписан по часам на многие недели вперед. Тем не менее, несмотря на огромную занятость, он нашел время, чтобы встретиться с корреспондентом военного информационного агентства «Ваяр» и поговорить о сотрудничестве Православной церкви с воинством, а также о жизни, своем пастырском служении и о многом другом. На все вопросы Высокопреосвященнейший владыка отвечал открыто, обстоятельно и мудро.

Молебен в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Минском
суворовском военном училище

«Служение и работа — разные понятия»

— Я хочу заметить, что и священнослужители, и военнослужащие служат, а не работают. И служение в корне отличается от работы. Люди работают, как правило, в определенные часы, а служение предполагает отсутствие временного ограничения, ссылки на личные дела, которые отходят на второй план. Священники служат Богу и людям, а военнослужащие — Отечеству и народу. «Я» у них на последнем месте. Это то, что отличает тех и других от обычных граждан.

Одна из заповедей, которую выполняют люди в погонах, касается любви к Богу и ближнему. Они беззаветно служат Родине и, не задумываясь, отдают за нее свою жизнь. Ибо, как сказано в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна, 15:13).

Военнослужащие и священнослужители нередко сталкиваются с критической ситуацией. Как поступить в таком случае, им подсказывает совесть и личный опыт, который основан на духовно-нравственных ценностях, заложенных в наших сердцах, и на патриотическом воспитании. При этом те и другие уповают на содействие Божие.

Очень хочу пожелать всем воинам помнить о Боге и обращаться к Нему не только в трудную минуту, но и тогда, когда все хорошо. В первом случае мы можем воскликнуть: «Господи, спаси, сохрани и помоги!». А во втором следует не забыть сказать: «Слава Тебе, Господи, за все!». Если мы будем регулярно это делать, то у нас в жизни меньше будет проблем. А если все же беда случилась — надо помнить: у нас есть Божественная помощь.

Митрополит Павел ежегодно участвует в соборном празднике в Минском СВУ

«Радуюсь, что у Православной церкви добрые отношения с военнослужащими»

— Лет двадцать тому назад трудно было представить конструктивное взаимодействие армии и церкви в нашем обществе. Ну а сейчас священнослужители стали помощниками в воспитании личного состава, создании в воинских коллективах атмосферы духовности и патриотизма. И я радуюсь, что у Православной церкви добрые отношения с военнослужащими.

Уже на протяжении многих лет действуют Синодальный и епархиальные отделы Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями.

Священнослужители плодотворно трудятся на духовной ниве, проводя индивидуальные и групповые беседы с солдатами, прапорщиками и офицерами, курсантами, воспитанниками суворовского и кадетских училищ. Священник — нейтральное лицо, которому всегда можно открыться, не боясь каких-либо последствий. И такой разговор дает возможность по-другому взглянуть на возникшую проблему, найти ее решение, обрести душевный покой. Священник может не только выслушать военного, но и помолиться о нем. А в этом случае уже не только пастырь, но и Господь помогает исправить ситуацию.

Молебен на месте установки поклонного креста в Военной академии Республики Беларусь

В многочисленных беседах с военнослужащими мы стараемся простым языком изложить наше видение важности служения Родине. Служение Отечеству — это не работа, а священный и святой долг каждого гражданина. Священно­служители заостряют внимание на том, что военную форму носили и наши предки, которые были героями. И нынешним ее обладателям ни в коем случае нельзя уронить их честь.

На мой взгляд, воины должны видеть священнослужителя не только в аудиториях, но и на полигонах, в военных походах. Безусловно, это требует особой отдачи со стороны священника, ибо он обязан уметь делать то, что должны делать военнослужащие. Но при этом священник не должен ронять авторитет пастыря. Только в таком случае священнослужитель будет иметь авторитет среди воинов и останется хорошим пастырем.

Сегодня уже не редкость, когда человек в форме берет у священника благословение. Человека, получившего духовное напутствие, тяжело одолеть врагу, который стремится поработить его дух и волю. Вера в Бога способствует тому, что люди, освободившись от рабства грехов и страстей, становятся непобедимыми для врагов.

Перед принятием присяги многие военнослужащие проходят собеседование со священником, который напоминает молодым людям о важности предстоящего в их жизни события. Ведь Военная присяга — это слова, которым следует оставаться верными до конца своей жизни и за нарушение их придется нести ответ перед Богом и Отечеством. А присяга в присутствии священника — двойная ответственность. Нарушишь данный обет — будешь осужден пред Богом и народом. В Святом Писании сказано: «Словом ты оправдаешься, словом — и осудишься». Воин должен понимать ответственность, которую возлагает на свои плечи, присягая на верность Отечеству.

Его Высокопреосвященство во время проповеди

Если говорить о других формах сотрудничества Белорусской православной церкви и Вооруженных Сил, к ним относятся ритуалы освящения Боевых Знамен, техники, оружия, которые должны использоваться исключительно для защиты, а не нападения. Церковь благословляет только на защиту Отечества. Пока в мире существует зло, от него необходимо защищаться. Надо быть готовыми отстоять свободу и независимость своего народа.

Кроме того, в воинских частях освящаются помещения, создаются православные уголки и библиотеки. Давно стало доброй традицией поздравление военнослужащих с православными праздниками и их участие в богослужениях.

В настоящее время на территории Беларуси действует несколько десятков войсковых храмов — отдельно стоящих, строятся новые, в которых несут свое послушание священники. Отрадно, что храмы не пустуют. Военнослужащие наполняют их по собственной воле, а не по настоянию командования. Безусловно, верующий военнослужащий стремится выстроить свои взаимоотношения со старшими по званию и сослуживцами на основе евангельских принципов, которые основаны на любви и взаимопомощи.

Заседание Координационного совета по разработке и реализации
совместных программ сотрудничества между органами госуправления
и Белорусской православной церковью

Руководство Белорусской православной церкви постоянно находится в контакте с руководителями Министерства обороны Республики Беларусь, что свидетельствует о взаимном уважении и общности интересов. Надеюсь, что с Божией помощью наше сотрудничество будет крепнуть и приумножаться.

Православная церковь ежедневно молится за защитников Отечества — за вождей и воинов.

«Наша общая цель — воплотить Евангелие в жизнь»

— Каждый человек, возлагающий на себя особое служение обществу, облачается в форму, которая всегда ассоциируется с доверием. Она накладывает на служивого человека определенный обет — пожертвовать собой ради других.

Православная церковь видит свои главные цели в том, чтобы укреплять дух людей в погонах, учить их жить по правде, правильно разбираться в основах веры, не разделяя при этом военнослужащих по религиозным убеждениям. Церковь объединяет воинский коллектив, вдохновляет воинов на ратный подвиг во имя Отечества. А священнослужитель — это совершитель святых таинств, молитвенник, пастырь, духовный врач, наставник и вдохновитель.

Священник обязан быть образцом для паствы, «стеклом», через которое можно увидеть Бога. Он предстоит пред престолом и молится за народ. Он является носителем благодати, которая дана ему в таинстве рукоположения. Священнослужитель должен учить людей жить в согласии и единомыслии с Богом, выстраивать свои отношения друг с другом на основе евангельской любви.

В отношениях церкви и паствы нет смысла придумывать что-то новое, потому что Евангелие дано на все времена. И нам остается лишь воплощать евангельские истины в своей жизни. Мы должны стремиться стать чистыми и добрыми, с каждым днем возрастать и совершенствоваться духовно. Ну и, конечно, не следует нарушать заповеди Господни. Процесс богоуподобления — вечен, но начинается уже на земле.

«У меня такое ощущение, что в Беларуси я живу всегда»

— В Беларуси я несу пастырское служение четвертый год. Но у меня такое ощущение, что я здесь был всегда. На белорусском языке еще не разговариваю, но я понимаю, что говорят люди. Русский язык в Беларуси является вторым государственным языком, и практически все говорят на нем. Этот факт является для меня большим расслаблением. Но я все равно не оставляю мысль изучить белорусский язык. Как в свое время я учил английский? Мне доводилось находиться и служить в таких приходах, где никто не говорил по-русски. И поэтому я вынужден был освоить язык прихожан.

Должен сказать, что у Экзарха достаточно напряженный график, и дни пролетают как одно мгновение. Значительную часть времени занимает рассмотрение разного рода документов, встречи, официальные мероприятия и т. д. Свободных минут остается очень мало. От административной суеты с большой радостью отхожу в процессе совершения богослужений. Служить Богу люблю. Вечером после просмотра новостей люблю прогуляться на свежем воздухе, хотя и это бывает не всегда.

К Интернету я отношусь по-особому. В нем, с одной стороны, есть много полезного, а с другой — имеется немало недоброго и даже душевредного. Поэтому призываю всех к рассудительности при посещении Всемирной паутины. Что касается социальных сетей, то я пока воздерживаюсь от общения в них.

«Испытание — это возможность изменить свой жизненный путь»

— Так устроена жизнь, что Бог проводит человека через различные испытания, тем самым давая возможность каждому стать более совершенным и, изменив свой жизненный путь, встать на спасительную евангельскую дорогу и идти по ней в Царство небесное. Нам невозможно в полноте понять Божий Промысел, который управляет каждым человеком.

Мы часто просим у Бога: «Господи, дай мне смирение, дай мне терпение, кротость». И даже не подозреваем, что за этим следует. А это значит, что мы просим: «Господи, пошли мне такой объект, где бы я смог проявить смирение, терпение, кротость». Когда же Господь удовлетворяет наше прошение и направляет, например, сварливого соседа или дебошира в автобусе, то мы вместо того, чтобы проявить испрашиваемые качества — смирение, терпение, кротость, начинаем раздражаться и роптать на Бога: «За что мне это искушение?». Мы не поняли, что произошедшее — это знак свыше и что Господь откликнулся на нашу просьбу и предоставил нам возможность проявить христианские качества. И поэтому часто в подобных ситуациях ведем себя не по-христиански.

Необходимо научиться любить друг друга, снисходить друг к другу, помогать друг другу. Добрые дела будут сопутствовать нам и в вечной жизни. Когда человек перейдет в мир загробный, Господь спросит каждого из нас, исполнили ли мы Его заповеди? А накормили ли голодного, а напоили ли жаждущего, а приютили ли странника?.. И что мы тогда ответим Богу? Именно поэтому церковь призывает нас всех не терять время понапрасну, а жизнь свою проводить так, чтобы ни одного дня не проходило без совершения дел добра, любви и милосердия.

Для тех же, кто оказался сейчас в трудной ситуации, я бы посоветовал: идите в храм. В храме Божием, особенно во время богослужений, вы будете черпать духовные силы для перенесения любых жизненных испытаний. Ведь в храме живет и действует Благодать Святого Духа. Желаю вам терпения, силы духа и помощи Божией перенести посетившую вас печаль.

«Много раз меня спасал Господь»

— В моем детстве, которое выпало на годы советской власти, все церковное запрещалось. Мама была верующей, а папа был в то время, к сожалению, убежденным атеистом.

В Казахстане, где я родился, жил святой старец Севастиан Карагандинский, который в свое время меня крестил. Люди тянулись к этому дивному подвижнику благочестия, и все, кто общался с ним, получали духовное утешение и утверждение в вере. В нашей семье он имел очень важное благотворное влияние. Общение с теми, кто подвизался рядом со старцем, оказало и на меня большое духовное влияние.

А во время службы в армии со мной происходило столько невероятных событий, которые иначе как чудесами назвать нельзя. Много раз меня спасал Господь. Думаю, что это была молитва мамы, священнослужителей, которые знали меня, и, конечно, монахинь нашего прихода. После службы в армии я окончательно понял, что жить так, как живут многие в атеистическом обществе, не смогу, и решил посвятить себя служению Богу.

«Искренней вам веры в Бога, несомненной надежды на Господа»

— В современном мире нам пытаются преподнести что-то экзотическое. Например, атрибуты восточного календаря — это целая индустрия, которая отвлекает людей от Бога, а производителям атрибутики гороскопов приносит огромные доходы. Вот и вся арифметика. Получается, что на нашей духовной безграмотности кто-то зарабатывает, и вполне неплохо, а о душе человека никто и не помышляет.

Мне хочется пожелать всем вам, дорогие братья и сестры, искренней веры в Бога, несомненной надежды на Господа.

Мы должны научиться молиться Богу, стараться чаще посещать храмы Божии и совершать дела добра, любви и милосердия.

В нашем сердце должна жить любовь к Богу и людям. А любовь — это всегда жертвенность. Я всем желаю подлинной христианской любви, мира и благополучия.

Пусть Божие благословение пребывает всегда с нашим воинством и с нашим благочестивым белорусским народом!

Оксана Курбеко, «Ваяр», фото автора и Владимира Блинова