Критерий – высокое качество


В целях обеспечения надежной работы военной техники в летний период эксплуатации сейчас во всех частях проводится ее сезонное обслуживание.

Главным действующим лицом при организации этой ответственной кампании в 85‑й бригаде связи (линейной) является заместитель командира 85 брс (л) по вооружению — начальник технической части подполковник Вадим Новогран. Он и отвечает за тщательное целенаправленное поддержание вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в постоянной боевой готовности.

Для этого в части готовят к летним условиям эксплуатации и средства подвижности, и средства связи, и средства электропитания, и даже кабельное имущество. Сезонное обслуживание ВВСТ — не разовый акт, а комплекс мероприятий. В 85‑й бригаде связи, как и везде, к переводу техники привлечен весь личный состав.

— Наша главная задача, — отметил подполковник Вадим Новогран, — в назначенные сроки выполнить все необходимые мероприятия качественно, надежно подготовить технику к эксплуатации в условиях повышенной температуры воздуха, запыленности. Чтобы качество перевода техники было высоким, необходимо строгое соблюдение личным составом технологической дисциплины, ответственное отношение каждого военнослужащего к выполнению своих обязанностей. Ведь ничего, по сути, придумывать не надо, все уже продумано производителями техники и пошагово расписано в регламенте технического обслуживания, который имеется на каждый автомобиль, каждую радиостанцию, на другие средства связи и приборы.

Старший прапорщик Владимир Кумейша и рядовой Богдан Аболтин

Подполковник Вадим Новогран

Вооруженцы бригады составили график перевода техники заранее, расписали все по дням и постам — автомобильным, средств связи и средств электропитания. Учитывая то обстоятельство, что на выполнение некоторых операций требуется до 72 человеко-часов, любое нарушение графика может вызвать сбой во всей системе.

С другой стороны, план — не догма, а реальную жизнь обычно ничьи планы не интересуют. В любую минуту какие-то станции могут потребоваться для выполнения срочных задач по организации связи. Поэтому в графике и существуют две графы — «по плану» и «фактически». А уж насущные вопросы эффективной корректировки графика, куда, когда и какие образцы техники переставить, решает заместитель командира бригады по вооружению — начальник технической части подполковник Вадим Новогран.

* * *

Уже в январе было подсчитано, сколько понадобится масел, жидкостей, запасных частей и других материальных ресурсов для перевода техники, составлены заявки в довольствующие органы. И теперь всеми необходимыми материалами процесс перевода обеспечен.

В начале апреля прошли методические занятия, на которых разъяснялось, как, кто и что должен делать и чего нельзя делать ни в коем случае. Соблюдению мер безопасности при переводе техники в части уделяется особое внимание. Здесь не ленятся повторять, как проводить шинно-монтажные работы, и даже напоминать про такие элементарные вещи, как, например, правильно переносить аккумулятор, проводить другие простые технологические операции.

На каждом посту работают специализированные бригады по переводу техники. Они слаженно работают со штатными «хозяевами» — экипажами станций и водителями. И правда, если на выезде что-то забарахлит, «эксплуататор» трех педалей и руля должен сам устранить неисправность. Только тогда он будет считаться профессионалом. А для этого водитель должен сам потрогать, не раз перебрать детали автомобиля, знать и уметь проводить предрейсовую подготовку.

На одном из автомобильных постов мы познакомились с «переводной» командой, которая работает под руководством старшего техника радиорелейной роты линейного батальона связи старшего прапорщика Владимира Кумейши. За 20 лет службы он из простого водителя вырос до уровня настоящего профессионала, знатока военной автомобильной техники. Разбирается во всех марках автомобилей, состоящих на вооружении, может определить неисправность по звуку работающего двигателя. Естественно, для того чтобы добиться такого умения, необходима длительная практика и — не побоюсь этого слова — талант, талант технический.

Впрочем, в 85‑й бригаде связи настоящих профессионалов‑автомобилистов предостаточно. Почти четверть века служит старший техник батальона тропосферной связи старший прапорщик Валерий Богуш. В числе отличных специалистов старшие прапорщики Андрей Войтик, Сергей Дмуховский, Дмитрий Шестак.

Именно на их плечи каждое полугодие ложится основная нагрузка при сезонном переводе автомобильной техники. Они и сами мастерски работают руками, демонстрируя правильное и наиболее эффективное выполнение операций, их последовательность, обучают так сказать, на личном примере, и контролируют работу водителей. Естественно, если у кого-то не клеится — и совет дадут, и практически покажут.

* * *

Но среди солдат, кстати, есть парни, которые не спешат обращаться за помощью. Они сами пытаются докопаться до решения проблем, даже пробуют усовершенствовать технологический процесс. Таких ребят, любящих в автомобиле не только педаль газа, желающих узнать свою машину до последнего винтика, командиры подразделений вместе с техниками отбирают в «переводные» команды. К тому же у этих парней автомобильные ключи — словно продолжение рук, они умеют пользоваться помощницами-железками, чувствуют силу, которую надо приложить в каждом конкретном случае.

Рядовой Виталий Наумчик

Рядовой Сергей Подоровский

— Вам не обидно, что необходимо копаться в чужих машинах? — спросил я рядовых Аболтина и Стрельчука, прослуживших пока по пять месяцев.

— Я, наоборот, очень доволен, — ответил рядовой Сергей Стрельчук. — В армии я, во‑первых, повысил категорию на право управления автомобилем до С, а теперь на практике изучаю устройство грузовиков, к тому же разных марок.

А ефрейтор Сергей Семейко, который скоро завершает службу, добавил:

— Нам просто интересно. И мы не копаемся, а тщательно проводим техническое обслуживание двигателей, чтобы они надежно работали. Опыт, полученный во время перевода техники, думаю, пригодится нам в дальнейшем. Лично я вообще собираюсь «на гражданке» заняться ремонтом автомобилей.

Слушая подчиненных, старший прапорщик Владимир Кумейша одобрительно улыбался, а затем подытожил:

— Мы с командиром роты специально подбираем для «переводной» команды таких солдат — любящих «железо», любознательных, не брезгующих грязной ручной работой. И стараемся, чтобы они были разных периодов службы, чтобы сохранялась преемственность практических умений и навыков. Сегодня ефрейтор Сергей Семейко делится опытом, через полгода уже рядовые Богдан Аболтин и Сергей Стрельчук будут делиться советами с новичками…

* * *

В других подразделениях также созданы специализированные команды по переводу автомобильной техники, в них включены лучшие водители — такие, например, как ефрейтор контрактной службы Александр Проневич, рядовые Сергей Подоровский и Виталий Наумчик.

Проводится обслуживание и специальной техники. На средствах связи проверяются, очищаются, смазываются согласно технологическим картам все имеющиеся контакты, зажимы, разъемы, переходники. От вибрации при движении и раскачиваний «на волнах» полигонных дорог могут ослабнуть самые надежные соединения.

Проверяются также параметры всех узлов и приборов, они доводятся до нормы — чтобы техника в самый ответственный момент не подвела. В технические детали вдаваться не будем. Приведу лишь простейший пример. Все телефонные кабели прозваниваются, и в случае отклонения параметров от нормы механики линейно-кабельных отделений находят место «пробоя» и восстанавливают кабель.

В переводе средств связи начальникам станций и их экипажам помогает специализированная бригада, возглавляемая заместителем командира кадра линейного батальона связи по вооружению майором Сергеем Кренем. Своим опытом он делится с коллегами помоложе — старшими лейтенантами старшим инженером батальона тропосферной связи Дани­илом Китом и старшим инженером линейного батальона связи Евгением Василевичем. Только три года назад эти офицеры получили дипломы. Но за это время успели проявить себя как хорошие начальники станций и технические специалисты, обладающие и теоретическими знаниями, и практическими навыками.

В качественном завершении сезонного технического обслуживания заинтересован весь личный состав, ведь оно обеспечивает поддержание вооружения, военной и специальной техники в боевой готовности и способность выполнения 85‑й бригадой связи (линейной) задач по предназначению.

Владимир Шурховецкий, «Ваяр», фото Ирины Малиновской