Курьерский спецназ


Многие убеждены, что первоочередная задача подразделений специального назначения — ведение разведывательно-диверсионных действий в тылу противника. Однако целый ряд таких военнослужащих выполнял в период войн секретные поручения по доставке жизненно необходимой войскам корреспонденции. Именно от успеха либо провала таких людей в погонах могла кардинально поменяться картина на глобальной карте боевых действий, их самоотверженность была способна склонить в чью-либо сторону чашу весов на фронте. Имя им — фельдъегеря.

…В мирное время их труд остается не менее значимым. Одной из воинских частей, отвечающей за своевременную доставку конфиденциальной корреспонденции в наших Вооруженных Силах, является 297‑й центральный узел фельдъегерско-почтовой связи.

Предупрежден — значит вооружен

Развитие способов и средств доставки информации неразрывно связано с развитием самого человечества. Еще первобытные племена сообщали друг другу информацию с помощью звуков, используя голос или рукотворные, специально созданные для этого приспособления. Существовали и визуальные сообщения, которые носили в большинстве своем угрожающий характер. Если вдалеке виднеется сильный дым — соседи предупреждают о надвигающихся врагах с помощью разведения огромного кострища… Однако такие послания были малоэффективны: их с легкостью обнаруживали не только доброжелатели.

С развитием технического прогресса в мире становилось все больше войн и приемов их ведения. Уже во времена Античности обострилась необходимость передачи важных сообщений скрытными способами. Для этих целей появились первые пешие, а позднее конные гонцы.

В те времена послания доставлялись преимущественно эстафетным способом. В случае их перехвата врагами целые города и даже армии практически на сто процентов были обречены на уничтожение: враг узнавал обо всех замыслах оппонента.

Учитывая тот факт, что главной задачей фельдъегерско-почтовой связи по сей день является обеспечение доставки важных, в большинстве своем секретных документов, будет справедливо вести ее летопись именно с тех времен.

«Если я не спешу, я теряю достоинство»

Именно эта фраза стала девизом фельдъегерской службы с давних времен. И сегодня ее не теряющим актуальности смыслом руководствуются при выполнении поставленных задач военные курьеры Вооруженных Сил Республики Беларусь. В их числе и специалисты 297‑го центрального узла фельдъегерско-почтовой связи. Среди их профессиональных качеств необходимо отметить исполнительность, ответственность, внимательность. Кстати, на стене в штабе этой воинской части находим еще один лаконичный и содержательный лозунг, придуманный самими военнослужащими: «На службу с радостью, со службы с гордостью».

Майор Виктор Гордиенко

Основная задача узла — обработка и доставка корреспонденции в интересах военного ведомства нашего государства. Конечно, фельдъегерям XXI века уже не приходится выполнять их основную функцию как прежде — пешком. Сегодня ценный бумажный груз развозится получателям на автомобилях. Впрочем, наряду с комфортом появляются и проблемы, которые способны решить только опытные специалисты.

— Наша служба специфична. Главная обязанность — во что бы то ни стало выполнить график доставки корреспонденции с соблюдением режима секретности. Также мы полностью отвечаем за безотказную работу техники, боеспособное состояние оружия, которое находится у старшего курьерского экипажа, — рассказал исполняющий обязанности начальника 297‑го цуфпс майор Виктор Гордиенко. — При этом задача должна быть выполнена точно в срок в любое время суток и при любых погодных условиях, а каждый фельдъегерь обязан быть готовым защитить свою «ношу» даже с применением оружия.

Прапорщик Юрий Каминский инструктирует курьерский экипаж перед выездом

Стать фельдъегерем — это честь

Отбор военнослужащих на срочную военную службу в эту уникальную часть проходит в военных комиссариатах весьма тщательно. Помимо высоких морально-волевых и физических качеств, будущий солдат-фельдъегерь должен обладать невызывающей внешностью, а также иметь незапятнанную репутацию перед буквой закона.

Водителей отбирает лично заместитель начальника узла по вооружению. Предпочтение отдается призывникам, имеющим хорошие практические навыки вождения автомобилем. Преимущественно на эту должность идут служить в 297‑й цуфпс те, кто имеет опыт вождения в экстремальных условиях: работавшие на автомобилях скорой медицинской помощи, такси, в том числе маршрутном. Жизнь показала: несмотря на то что у последних из вышеназванных представителей «водительского братства» постоянно орущий в салоне авто шансон и попреки пассажиров сменились четкими приказами командиров, их коэффициент полезного действия нисколько не уменьшился…

За период своей «срочки» водитель доставочной машины наматывает 25.000–30.000 километров. Все эти цифры обязательно отражаются в служебных характеристиках военнослужащих. Поэтому после увольнения в запас при последующем трудоустройстве по специальности «на гражданке» ни у кого из них проблем не возникает.

Старший прапорщик Евгений Кудревич

Непосредственно фельдъегерей отбирает из потенциальных новобранцев заместитель командира узла по идеологической работе.

— Помимо выявления морально-психологических и морально-деловых качеств, я провожу углубленное изучение его биографии, — пояснил старший лейтенант Виталий Вераксич. — Для того чтобы быть уверенным в человеке, необходимо знать всю его подноготную. В том числе — привлекался ли он или его родственники к уголовной ответственности. Это важно, так как человек, преступивший закон хоть один раз, способен сделать это снова — и, увы, в самый ответственный момент… Кроме того, надо знать круг социального общения нашего солдата, дабы быть готовым адекватно отреагировать на возникающие у него и его близких проблемы.

Ефрейтор Степан Тертица опечатывает сумку для корреспонденции

К слову, далеко не каждый вчерашний солдат сможет продолжить службу по контракту именно в этом воинском коллективе, так как среди контрактников конкурс у фельдъегерей еще жестче. Только одному из четырех желающих это, быть может, удастся…

297‑й цуфпс — уникальная в своем роде воинская часть не только по специфике решаемых задач. Силами ее штатных специалистов ведется непрерывное переобучение водителей на определенный вид автомобильной техники и специалистов фельдъегерско-почтовой связи для нужд всей нашей армии.

В портфеле — важные документы

Не так давно курьерские экипажи узла вновь продемонстрировали свой высокий профессионализм при выполнении задач по предназначению на полигонах Российской Федерации в ходе совместного оперативного учения «Щит Союза — 2015».

За это ряд военнослужащих был поощрен руководством Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Кстати, у каждого из военнослужащих 297‑го цуфпс, в том числе у командира этой воинской части и его заместителей, есть удостоверение воинского фельдъ­егеря. С уверенностью можно сказать: каждый из них — невзирая на воинские звания и прежние заслуги — при необходимости в любую минуту готов доставить корреспонденцию точно и в срок.

Доставочный автомобиль УАЗ

На днях личный состав узла отметил 74‑летие со дня образования воинской части. Фельдъегеря белорусской армии по сей день чтят славные традиции их ратной профессии. В числе лучших военнослужащих — старший лейтенант Константин Барановский, старшие прапорщики Евгений Кудревич, Николай Карась, Евгений Усс, прапорщик Юрий Каминский.

***

Не скрою: у меня сложилось впечатление, что служба ее специалистов сродни службе инкассаторов. Но есть одно «но»… Инкассаторы перевозят под охраной ценные денежные средства, включая валютные, а курьерский спецназ — ценные документы и бумаги. Однако история показала: существовали и всегда будут существовать документы, которые по своей судьбоносности, сверхважности таковы, что и с тысячей денежных мешков не сравнятся…

Это интересно

Первый фельдъегерь

Именно благодаря первым армейским гонцам лучшие спорт­смены мира до сих пор соревнуются в уникальной олимпийской дисциплине легкоатлетической программы — марафоне.

Согласно легенде, греческий воин по имени Фидиппид в 490 году до нашей эры пробежал от Марафона до Афин не останавливаясь, чтобы возвестить в столице о победе греков над персидским войском. Добравшись до самого крупного и могущественного города, он успел воскликнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» — и упал замертво.

Несмотря на то что документально этот случай так и не был подтвержден, можно смело сказать: первый в истории фельдъегерь и есть греческий воин Фидиппид.

…Зато существуют официальные исторические документы о появлении первых фельдъегерей в Пруссии в 1742 году. В Российской империи фельдъегерско-почтовая служба была создана в конце XVII века: 17 декабря 1796 года император Павел I издал указ об учреждении Фельдъегерского корпуса.

Это необычно

Потомки самокатчиков

А вы знали, что было время, когда фельдъегеря в Русской императорской армии ездили на «Пежо»?.. Трудно уже представить себе, что когда-то эти «секретные посланники» крутили педали и даже имели возможность сложить пополам вверенную им велосипедную технику этого знаменитого в наши дни французского автомобильного бренда…

9 июня 1891 года был издан приказ об обязательном приобретении велосипедов для войск и формировании особых самокатных команд. Примерно с 1915 года в армии стал широко применяться складной самокат (именно так тогда назывался привычный нам велосипед) системы капитана Жерара. Оттуда и пошло непривычное, вызывающее в наше время ухмылку военное название военных курьеров — самокатчики.

Только вдумайтесь: фельдъегеря столетие назад управляли — пусть и современным на то время — велосипедом, при этом имея вдобавок огромную сумку для корреспонденции на груди, габаритную тяжелую винтовку с прикрепленным к ней штык-ножом за плечами. И успешно справлялись с поставленными задачами, не теряя бдительности.

…Кстати, ныне самый «молодой» из доставочных автомобилей 297‑го цуфпс — 1988 года выпуска (!). И специалисты взвода обеспечения во главе со старшим прапорщиком Евгением Кудревичем проделывают огромный труд для того, чтобы советские «ласточки» ни разу не подвели фельдъегерей даже в самые трудные минуты. При этом стоит учитывать, что каждая из них ежедневно преодолевает более ста, а порой и более двухсот километров в день по столичным пробкам.

Впрочем, увидев эти автомобили, я никак не мог поверить, что им столько лет… На вид они как новые.

Так было: Aut Caesar, aut nihil

«Все или ничего» — русский аналог латинского известного крылатого выражения. Пожалуй, оно как нельзя лучше характеризует особенности профессии фельдъегеря. Да, во все эпохи их геройская исполнительность во многом гарантировала удачные походы войск. Но бывало и так: даже успешно выполнив свою задачу по доставке «весточки», они… лишались головы.

Как известно, царь Иван IV Грозный казнил гонцов лишь за то, что те приносили недобрые вести. Трудно себе представить, с каким же выражением лица надо было докладывать ему о поражении войск, чтобы самодержец счел новость хорошей…

Однако уж если новость радовала государя, посланники щедро вознаграждались. К примеру, когда казаки примчались в Москву и сообщили о том, что сибирский поход Ермака успешен, царь тут же простил войску все прошлые провинности. Гонцов осыпали деньгами, а атаману Ермаку досталась богатая шуба с царского плеча, два серебряных ковша и дорогие доспехи.

Капитан Александр Кибик, «Ваяр», kibik@mod.mil.by, фото автора