Утилизация. До винтика!..


По итогам прошедшего учебного года 3666‑й авиационно-технический склад (1-го разряда) стал лучшей воинской частью технического обеспечения ВВС и войск ПВО. Чем не повод для командировки? Полтора часа времени в пути, немногим больше ста километров на юг от столицы — и я уже в городе знаменитых на весь мир слуцких поясов.

…Найти уникальную в своем роде воинскую часть оказалось делом непростым. Еще труднее туда попасть.

Несколько слов о летописи 3666‑го авиационно-технического склада. В следующем году эта воинская часть отпразднует 70‑летие со дня основания. А начиналось все в июне далекого 1946 года, когда был сформирован центральный склад парашютно-десантного имущества ВВС. Затем он перешел в состав 26‑й воздушной армии и стал именоваться армейским (окружным) авиационно-техническим складом Военно-воздушных сил. В 1993 году данный склад (1‑го разряда) переведен в состав Вооруженных Сил Республики Беларусь. А в декабре 2001 года 3666‑й авиационно-технический склад (1‑го разряда) был подчинен командованию Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны.

Мастера своего дела

…На КПП меня встречает заместитель начальника 3666-го авиационно-технического склада по идеологической работе подполковник Андрей Чёрный. Как выяснилось позже, именно этот человек является своеобразным хранителем истории не только воинской части, но и самого города.

— Предъявите, пожалуйста, ваши документы, — требовательно просит контро­лер на КПП.

— Строгий у вас тут пропускной режим.

— Деятельность нашей части обязывает к этому, — поясняет подполковник Андрей Чёрный.

После необходимых «контрольных» процедур вместе с ним отправляюсь к начальнику 3666‑го авиационно-технического склада. Знакомьтесь: подполковник Сергей Вячеславович Прохорычев. Воинской частью командует с 2012 года.

— Сомнений в выборе будущей профессии я не испытывал. Благо было с кого брать пример. Я — военнослужащий в четвертом поколении. Родился я в Ивановской области, вырос в военных городках, объездил с отцом немало гарнизонов, — рассказывает офицер. — Окончил Челябинское высшее танковое командное училище. Затем служил в 29 бхвт, 56‑й зенитной ракетной бригаде, в этой части был на должности начальника штаба.

Подполковник Сергей Прохорычев

— Какие задачи приходится выполнять вашим подчиненным?

— Основное наше предназначение — обеспечение ВВС и войск ПВО,  хранение, разбраковка и утилизация материально-технических средств, авиационного вооружения, средств связи. Не без гордости отмечу, что коллектив у нас состоявшийся, работают и служат мастера своего дела, люди с немалым жизненным опытом, — поясняет командир.

Кстати, как поделился подполковник Прохорычев, в этом году на территории части открыт новый участок цеха разделки и утилизации авиационно-технического имущества. Необходимые строительные работы были проведены своими силами. Участок функционирует уже на протяжении квартала, что позволило увеличить объемы утилизируемой продукции.

Не обходят стороной представители части и вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. 3666‑й авиационно-технический склад тесно сотрудничает с Минским областным кадетским училищем, которое располагается там же в Слуцке, со школами города.

— Там у нас постоянно проводятся уроки мужества, знакомим ребят с техникой, авиационным оборудованием, даем все потрогать руками. Кроме этого, демонстрируем работу нашей пожарной команды, показываем возможности собак по задержанию нарушителей.

На дежурстве начальник караула Геннадий Сасиновский

Не скрывает Сергей Вячеславович также гордости за своих сыновей, которые пошли по стопам отца-командира. Старший сын Виктор в следующем году заканчивает обучение в Белорусской государственной академии авиации, младший планирует поступать в слуцкую «кадетку».

Есть у подполковника Прохорычева и любимое увлечение. Его служебный кабинет украшает коллекция из нескольких сотен шевронов. Их он собирает с 2007 года. Есть среди них и особо ценные для военного коллекционера.

— Самые дорогие для меня — шевроны советского периода, причем оригинальные. К примеру, вот этот. Шеврон Единой государственной авиационной поисково‑спасательной службы Советского Союза, — офицер не без гордости демонстрирует уникальный экземпляр. — А вообще, про каждый из них можно рассказать немало.

— Сергей Вячеславович, а какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать командир? — спрашиваю в конце разговора у своего собеседника.

— Безусловно, это профессионализм, порядочность и требовательность. В первую очередь к самому себе, а уже потом к людям.

Ну а для того чтобы своими глазами увидеть работу подчиненных подполковника Прохорычева, отправляюсь на территорию воинской части.

Вожатый служебных собак Анатолий Пенязь с красавицей овчаркой Кирой

Храним, выдаем, утилизируем…

Она, хочу вам сказать, — немалая, занимает площадь почти 28 гектаров. Для начала посетим один из складов, где хранится имущество для самолетов и вертолетов. Таких складов на территории части не один десяток.

Ровные стеллажи, ящики, грузоподъемная техника… На каждое изделие имеется необходимая документация. Одним словом, во всем полный порядок. Как и должно быть у настоящего хозяина.

Тут меня встречает главный инженер — заместитель начальника склада майор Анатолий Метельский:

— На данном складе у нас хранятся резина и запасные части на различные типы летательных аппаратов, — знакомит меня с содержимым своих закромов офицер.

И действительно, чего тут только нет: клапаны, фильтры, датчики, колеса, тормозные диски, насосы, различные агрегаты!

— А комплектующие для каких летательных аппаратов у вас имеются? — интересуюсь у майора Метельского.

— К самолетам МиГ‑29, Су‑25, Ил‑76. Выдаются запасные части согласно потребностям и заявкам, которые к нам поступают, — поясняет офицер. — Кстати, отработавшие свой ресурс агрегаты и узлы возвращаются сюда же, в 3666‑й авиационно-технический склад, для дальнейшей утилизации. К примеру, отслужившую свой срок резину отправляем на Красносельский завод железобетонных изделий. Так что, как говорится, безотходное производство.

На складе хранения авиационного имущества

Тут же, рядом со складом, находится открытая площадка хранения утилизируемого имущества. И несмотря на то что под нее отведена  довольно обширная территория, тут все отсортировано, каждое изделие аккуратно занимает свое место. Авиационные двигатели, топливные баки, ракеты, различные блоки — все они ждут своего часа. Отсюда они поступают в цех разделки и утилизации авиационно-технического имущества. Теперь самое время заглянуть туда.

Здесь вовсю кипит трудовая деятельность. На «разделочных» столах у специалистов цеха — отвертки, плоскогубцы, молотки, шуроповерты, дрели и еще не один десяток замысловатых инструментов. Наряду с мужчинами непростую работу выполняют и женщины. Их труд здесь очень ценят, начальники дорожат уникальными специалистами. Ведь их деятельность порой сродни ремеслу ювелира — требуется зоркий глаз, филигранная точность, усидчивость и неимоверное терпение. А женщинам 3666‑го авиационно-технического склада всех этих качеств не занимать.

С открытой площадки имущество отправляется в цех разделки и утилизации

Поясню вкратце, как тут организована работа. После получения блока или агрегата, инженеры утилизационного цеха составляют технологическую карту. В ней указывается, что каждый из раздельщиков должен изъять из определенного изделия. И в дальнейшем из него извлекаются необходимые составные части. Затем изделия, в которых содержатся драгоценные металлы, сдаются на предприятия страны для их последующей переработки.

К слову, за один квартал специалистами данного участка цеха утилизировано около 15 тонн различных изделий. Это где-то примерно тонна на одного рабочего. И это учитывая то, что каждый агрегат необходимо разобрать до последнего винтика или резистора. Вот и судите сами, какой объем работы необходимо выполнить, чтобы добраться до самых мелких деталей. Что же касается драгоценных металлов, то за три месяца тут извлечено почти килограмм золота, 25 килограммов серебра и 260 граммов платины.

 

Рано встает охрана

Естественно, что ни одна воинская часть не обходится без охраны. Здесь эта задача возложена на команду ВОХР.

— Частично сократить личный состав нам позволило внедрение в строй интегрированной системы охраны «Орион», — рассказывает начальник штаба — первый заместитель начальника 3666‑го авиационно-технического склада подполковник Андрей Рыбачук. — Она охватывает весь периметр части и позволяет фиксировать каждое незаконное проникновение. Информация с нескольких десятков видеокамер поступает на мониторы начальника караула, который отслеживает текущие данные в режиме онлайн. В случае нештатных ситуаций предусмотрены резервные каналы питания.

Их работа сродни ремеслу ювелира

Как рассказал офицер, службу караул несет круглосуточно. Организована охрана складских помещений, административных и хозяйственных территорий. Сотрудники ВОХРа вооружены пистолетами ТТ, карабинами, специальными средствами, имеются современные радиостанции. Кстати, на протяжении десяти лет попыток проникновения на территорию части не было. А это говорит о многом.

Имеются в части и патрульные собаки, которые несут службу наравне с людьми. Посмотреть, как живут четвероногие друзья, отравляюсь вместе с вожатым служебных собак Анатолием Пенязем. 27 лет он отслужил в армии, здесь работает с 2008 года, в свободное время увлекается охотой.

…Приближаемся к вольерам, где содержатся собаки. Услышав голос Анатолия Владимировича, они заметно оживляются: кто-то из них становится на задние лапы, кто-то начинает лаять.

— Это наш тренировочный городок, а это — кухни для собак, где мы готовим для них пищу. Есть летний и зимний варианты, — показывает вожатый. — А это наша гордость — Вулкан, кавказская овчарка, ему уже семь лет.

Анатолий Владимирович открывает калитку одного из вольеров — перед моими глазами предстает мохнатый красавец пес. Вес его — около 50 килограммов. Он спокойный, уравновешенный, рассудительный — как и подобает настоящему армейскому псу.

— Что самое важное в работе с животными? — спрашиваю у Анатолия Пенязя.

— Прежде всего их нужно любить. Когда у тебя хорошее отношение к ним — они всегда отвечают взаимностью. Каждый день их нужно кормить, расчесывать, заниматься с ними. Час времени ежедневно посвящаем тренировке по задержанию нарушителя. А иногда собаке нужно просто сказать доброе слово или погладить ее.

Еще одним достоянием отряда четвероногих является белая среднеевропейская овчарка Кира.

— У нее непререкаемый авторитет. Ее даже Вулкан побаивается. Или просто уважает.

— А правда, что не только человек воспитывает собаку, но и она его?

— Естественно. От общения с животными люди становятся добрее. Это снимает стресс, успокаивает. Думаю, что собака — самое преданное животное.

Боевой расчет в составе сержанта Сергея Федоровича и старшины Сергея Гурбо

Первые в борьбе с огнем

Еще одной неотъемлемой составляющей дружного коллектива авиационно-технического склада являются специалисты-пожарные. Они на посту круглосуточно. В день моего приезда в воинскую часть на дежурстве находился боевой расчет в составе начальника пожарного наряда сержанта Сергея Федоровича и водителя пожарного автомобиля старшины Сергея Гурбо.

— Здесь я уже два года. До этого служил в 56‑й зенитной ракетной бригаде. По прибытии сюда прошел необходимое обучение — как практическое, так и теоретическое. После чего начались трудовые будни, — рассказывает Сергей Федорович.

По словам пожарных, после получения сигнала тревоги у них есть считаные минуты, чтобы прибыть в самую дальнюю точку воинской части для тушения пожара. За это время они должны экипироваться в боевую форму, выгнать из бокса автомобиль и отправиться на нем к месту ЧП. К слову, парни в специальной оранжевого цвета одежде должны присутствовать и при выполнении сварочных работ — в этом случае обязательно выставляется пожарный пост.

— А в этом году много было работы?

— Слава богу, у нас обошлось без происшествий. А вот в город выезжать приходилось. Мы тесно взаимодействуем со Слуцким РОЧС, с воинскими частями гарнизона. Если, скажем так, «подлетное» время у нас меньше, то на борьбу со стихией выдвигаемся именно мы…

Подполковник Александр Политаев, «Ваяр», politaev@mod.mil.by, фото автора, оформление Юлии Юдановой