Хлебный десант, или Вклад военных водителей в уборку урожая


На полях Беларуси наравне с хлеборобами трудятся военнослужащие белорусской армии. За это время перевезены десятки сотен тонн зерновых в хранилища хозяйств, доставлены в пункты назначения тысячи тонн других сельскохозяйственных грузов. И темпы выполнения работ продолжают уверенно расти.

Чтобы своими глазами увидеть, какова же истинная цена полновесного урожая‑2016, автор этих строк вместе со старшим оперативной группы штаба СЗОК полковником Дмитрием Захаровым побывал в совхозе «Минский». Здесь по пыльным сельским дорогам с 23 июля колесят большегрузные машины сводного автомобильного взвода, сформированного на базе 120‑й отдельной гвардейской механизированной бригады.

В состав подразделения, которое возглавил гвардии подполковник Сергей Клименков, вошло 14 большегрузных МАЗов, КамАЗов и «Уралов», а также шесть единиц специальной техники. Большинство колесных машин и водительского состава — из соединений и воинских частей Северо-Западного оперативного командования.

Главный инженер совхоза Сергей Прокопович  благодарит за ударный труд сержанта контрактной службы Владимира Салея

Главный инженер совхоза Сергей Прокопович
благодарит за ударный труд сержанта контрактной службы Владимира Салея

— В зоне нашей ответственности находятся два хозяйства Минского района, — пояснил мне командир хлебного десанта гвардии подполковник Сергей Клименков. — Чтобы оказать им необходимую помощь по перевозке зерна и других сельскохозяйственных грузов, состав сводного подразделения пришлось разделить на две части.

В Замосточье подготовленный в техническом отношении водительский состав из числа военнослужащих и гражданских специалистов поселили в местном общежитии, организовали быт и питание. К слову, парни признаются, что порой им даже не удается осилить всю порцию…

Но и трудятся хлеборобы в погонах ударно, на все сто.

За полторы недели в «хлебном» подразделении определились и свои лидеры. Как отметил гвардии подполковник Сергей Клименков, среди военнослужащих самый высокий показатель у сержанта контрактной службы Владимира Салея из 56‑го отдельного полка связи. Среди гражданского персонала отмечены водители Леонид Бусик из 60 опс и Олег Макла из 814‑го центра технического обеспечения.

Председатель совхоза «Минский» Александр Демко беседует со старшим оперативной группы по уборке урожая штаба СЗОК полковником Дмитрием Захаровым

Председатель совхоза «Минский» Александр Демко беседует со старшим оперативной группы по уборке урожая штаба СЗОК полковником Дмитрием Захаровым

…Трудовой день у хлеборобов в погонах начинается рано. Уже в половине восьмого они на мехдворе. Несколько минут на подготовку вверенной техники, получение задач после планерки администрации совхоза, инструктаж по мерам безопасности — и в путь… Одни отправляются к комбайнам, другие — на перевозку иных сельскохозяйственных грузов. В парк армейские машины возвращаются только поздним вечером. В страду такой режим работы обычен. Но парни не жалуются на усталость. Каждый понимает важность оказания безвозмездной помощи сельчанам. И рассматривают уборку урожая как обеспечение продовольственной безопасности — важнейшей составляющей национальной безопасности страны.

Помощь армейцев действительно к месту. Урожай на полях выдался богатый, и своевременно убрать его без военных было бы сложнее. Тем более что в график уборки периодически вносят коррективы дожди.

Водитель армейского грузовика  гвардии рядовой Вячеслав Шпаков

Водитель армейского грузовика
гвардии рядовой Вячеслав Шпаков

За день военным водителям доводится исколесить не один десяток километров. Такие рейсы требуют завидной выносливости, стойкости, терпения.

Пока комбайны набирали в бункеры зерно, удалось переговорить с парнями.

— Смена обстановки нам только на пользу, — говорит сержант контрактной службы Владимир Салей. — Еще вчера в своих воинских частях мы выполняли учебно-боевые задачи, сегодня без всяких условностей помогаем сельчанам в уборке урожая. Конечно, усталость к вечеру накапливается, но кто сказал, что хлеб достается легко?

По словам 25‑летнего гвардии рядового Вячеслава Шпакова из 19 омбр, для него участие в уборке урожая — это еще и хорошая возможность набраться ценного трудового опыта. Ведь после увольнения в запас (в ноябре нынешнего года) парень планирует продолжить работать водителем в родном СПК, что в Шумилинском районе Витебской области.

— Чтобы не просыпать в пути ни одного зернышка, мы еще в воинской части основательно подготовили свои машины, заделали щели в кузовах мешковиной, нарастили борта под перевозку зерновых.

Машины стараемся вести по полевым

дорогам аккуратно. Груз ценный — хлеб. Думаю, что с сельчанами мы сообща соберем выращенный урожай, — дополнил разговор старший машины рядовой контрактной службы Дмитрий Ткачёнок.

К слову, за время уборочной труженики совхоза уже успели убедиться в порядочности и аккуратности военных водителей.

Очень доволен своими временными кадрами и руководитель совхоза «Минский» Александр Демко. Как выяснилось, в свое время Александр Иванович тоже вкусил солдатского хлеба. В 1986—1988‑х годах проходил службу в инженерных войсках водолазом-сапером и до сих пор вспоминает армию добрым словом.

Стоит добавить, что в ходе выполнения работ по уборке урожая происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков и нарушений требований безопасности личным составом сводного подразделения не допущено.

Один из лидеров сводного подразделения по перевозке зерновых среди гражданских специалистов водитель Олег Макла из 814 цто

Один из лидеров сводного подразделения по перевозке зерновых среди гражданских специалистов водитель Олег Макла из 814 цто

Уже вечером, вдоволь «накатавшись» по полевым дорогам, где трудится хлебный десант, купил в магазине буханку белого хлеба. Признаюсь, вез ее домой с каким-то особым трепетом и гордостью за то, что в ее аромате есть заслуга и людей в погонах.

Цифры дня

По данным на 3 августа, личный состав сводного автомобильного взвода перевез с полей около 450 тонн пшеницы, 570 тонн соломы, около ста тонн картофеля, свеклы и капусты, 820 тонн удобрений и других сельскохозяйственных грузов. И эти показатели с каждым днем продолжают расти.

Из первых уст

Сергей Прокопович:

— Военные водители работают здорово. Стараются. В поле выходят вместе с комбайнерами, когда колос окончательно обсохнет от утренней росы, и плечом к плечу трудятся с местными хлеборобами до позднего вечера. Молодцы хлопцы!

Из первых уст

Александр Демко:

— Приятно иметь дело с военными. Парни, не считаясь со временем, работают на полях с большой ответственностью, оперативно и профессионально выполняют поставленные задачи по перевозке зерновых и других сельскохозяйственных грузов. Спасибо им за бесценную помощь!

Подполковник запаса Николай Макаревич, «Ваяр», фото автора