Гвардии полковник Андрей Рачков: «На аэродроме случайных людей нет!»


В самые трудные дни трагического 1941‑го на аэродромах Раменское и Клин Московской области был сформирован 563‑й истребительный авиационный полк. Уже через два года эта воинская часть становится гвардейской. Сегодня мы знаем её как в/ч 19764._rachkov

12 сентября авиабаза празднует своё 75-летие. Через многое довелось пройти военным летчикам части за три четверти века. Были реорганизации, переезды, объединения с другими авиационными частями. Но всегда неизменным оставался высочайший профессионализм военных лётчиков и технического состава. А ещё — их искренняя преданность Родине и безграничная любовь к небу.

В наши дни авиабазу возглавляет гвардии полковник Андрей Рачков — летчик-снайпер, один из лучших пилотов белорусской армии. Накануне юбилея авиабазы он ответил на вопросы нашего корреспондента специально для читателей «Белорусской военной газеты. Во славу Родины».

img_2084

— Андрей Сергеевич, ваша авиабаза имеет богатейшую боевую историю. Много достижений было и в мирное время, в том числе в составе Вооруженных Сил независимой Республики Беларусь. Расскажите, пожалуйста, чем вправе гордиться ваш коллектив?

— Каждая воинская часть, которая влилась в состав нашей базы, прошла сложный, в том числе боевой, путь. Нам действительно есть чем гордиться. В 2007 году наши летчики первыми в СНГ произвели посадку и взлет на самолете Су‑25УБ с аэродромного участка дороги (АУД). Сегодня же технически очень сложная посадка на АУД стала обычным элементом летной подготовки и выполняется нами ежегодно. Более того, в мае этого года мы первыми на всем постсоветском пространстве посадили Су‑25УБ на аэродромный участок автомобильной дороги в ночных условиях. Тогда же именно наши летчики впервые приземлились на АУД на новейшем самолете Як‑130.yak-130-v-polete

Но надо понимать, что в авиации ни один полет просто так не происходит. К нему идет тщательная планомерная подготовка. Опыт, полученный нами при осуществлении посадки на АУД ночью, будет использован при обучении летчиков. Мы уже выработали методику подготовки для выполнения ночной посадки.

— Ваши летчики — постоянные участники Армейских игр… международных.

— Да, в течение трех «крайних» лет летный состав авиабазы успешно принимал участие в конкурсе «Авиадартс» на Армейских международных играх. В этом году мы завоевали второе место. Это достойный результат, которому мы очень рады.

Мне как командиру было приятно наблюдать, как наши летчики готовились к играм, как самоотверженно они боролись за результат. По физической подготовке мы вообще были на первом месте. У летного состава был азарт, стремление победить, и это — прекрасно.

Экипажи мы отбирали у себя, создали им условия для подготовки к играм, изучали предыдущий опыт. Ребята достойно выступили, молодцы! Выступая на состязаниях, общаясь со сверстниками из других стран, они получили колоссальный опыт.

Считаю, что ценность армейской олимпиады для нас очень высока. Успехи наших летчиков свидетельствуют о том, что уровень подготовки летного состава авиационной базы очень высок.img_2185

— Ваши самолеты в небе — это, кроме всего прочего, просто красивое зрелище, особенно на военных парадах и показательных выступлениях.

— Традиционно авиабаза принимает участие в авиационной составляющей парада войск Минского гарнизона. В 2016 году в День Независимости Республики Беларусь в небе над Минском пролетали четыре самолета Як‑130, шесть — Су‑25 и пять — Л‑39.

Иногда приходится слышать наивное мнение, что военные парады — пустая трата денег. Это неправда! Во‑первых, это одна из наших священных традиций. Мы должны чтить память о Великой Победе, которая досталась нам очень дорогой ценой. Во‑вторых, во время подготовки и проведения парада мы не просто летаем, а выполняем свои учебные задачи, отрабатываем программу боевой подготовки. Это и полеты по заданному маршруту, и выход по времени и заданному пути. Это — слаженность и сплачивание коллективов, особенно при построении в небе боевого порядка. Так, на «крайнем» параде российские летчики входили в нашу группу практически на линии боевого пути. При этом мы все выдерживали точно до секунды заданные временные показатели, боковые интервалы… Все это очень сложно! И это — тоже боевая подготовка, которая должна отрабатываться.

Помимо парадов, мы выполняем много демонстрационных полетов. Так, 24 сентября, когда мы будем праздновать день части, на аэродроме планируется провести зрелищное авиашоу с участием всех типов авиационной техники ВВС и войск ПВО Беларуси. Приезжайте к нам, мы будем рады всем гостям!

— Расскажите, пожалуйста, о новом самолете Як‑130, который поступил на вооружение вашей авиабазы.

— Як‑130 — прекрасная машина, очень скоростная, маневренная. Летчик, освоивший Як‑130, может без труда пересесть на самолеты нового поколения.

Мы тщательно готовились к приему новой авиационной техники. Наши летчики и технический состав прошли переподготовку в Российской Федерации. Теперь они составляют костяк новой эскадрильи и сами обучают летчиков. Командир учебно-боевой эскадрильи Як‑130 гвардии подполковник Олег Олейник — один из тех офицеров, на которых равняется молодежь.

В ближайшее время мы планируем получить еще четыре самолета Як‑130. Они уже собраны, окрашены. По отзывам летчиков завода-изготовителя, машины хорошо облетались. Мы, конечно, ждем здесь, в авиабазе, их с нетерпением.

— Что вы можете сказать о летной подготовке в авиабазе?

— Летаем мы очень много. Как правило, за три летных дня отрабатываем шесть летных смен. Со следующей недели планируем четыре летных дня на восемь летных смен.

Довольно большая интенсивность выполнения полетов объясняется еще и тем, что мы обучаем курсантов четвертого и пятого курсов авиационного факультета Военной академии на самолетах Л‑39. Кроме того, мы осуществляем переучивание летчиков на самолет Як‑130, выполняем полеты на Су‑25.

Мы часто подвергаемся проверкам, выполняем задачи вышестоящих штабов, привлекаемся в качестве контрольных целей для проверки системы ПВО. Задач очень много. Средний налет летчиков составляет 70–80 часов в год — высокий показатель даже для крупных государств.

— Наша страна обладает отличной школой подготовки военных летчиков. Но и без высококлассного технического состава полеты авиации невозможны…

— Совершенно верно! Сегодня этих специалистов для нас готовят Военная академия Республики Беларусь и Академия авиации. Инженерно-технический состав — это преданные авиации люди, настоящие мужчины. Каждый из них несет колоссальную ответственность за порученный участок работы, знает, чем может обернуться малейшая погрешность. Техник доверяет летчикам самолет, а мы доверяем ему жизнь.

Инженерно-технический состав проводит на аэродроме по 8–10 часов в любое время суток, зимой и летом, в дождь и снег. И, поверьте мне, делают это с любовью. Чтобы так служить, надо очень любить свое дело, профессию, свою страну — это и есть настоящий патриотизм.

— В чем же сила вашего коллектива?

— Коллектив авиабазы очень крепкий, сплоченный. Стержень наших людей — безграничная любовь к небу, к авиации. На аэродроме случайных людей нет. Ни за какие деньги невозможно заставить человека и в палящую жару, и в сильный мороз часами трудится на «бетоне», рисковать своей жизнью в небе. На это способен не обращать внимания только влюбленный в свою профессию человек.

— В чем вы видите будущее авиабазы?

— Будущее авиабазы — в развитии. Мы получаем новые самолеты, осваиваем новые элементы летной подготовки. Наш аэродром и учебно-материальная база в хорошем состоянии. И все это — заслуга личного состава авиабазы, командования нашего вида Вооруженных Сил и Министерства обороны, руководства страны. Авиация — это достижение и гордость всей страны, это один из гарантов безопасности граждан и независимости Родины. И мы обещаем с честью оправдать оказанное нам доверие.

— Что пожелаете своим подчиненным в праздничный день?

— Всему личному составу авиабазы желаю прежде всего безаварийной работы, чистого неба и мягких посадок.

Беседовал майор

Александр Холод,

«Ваяр», фото автора

 

Наша справка

Гвардии полковник Андрей Сергеевич Рачков.

Родился в 1973 году.

В 1996 году окончил Харьковский институт летчиков ВВС (по программе Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков) по специальности «летчик-инженер».

2008–2010 гг. — слушатель Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.

Проходил службу на различных должностях: от летчика до командира базы. Постоянный участник воздушных военных парадов и авиационных шоу.

Военный летчик-снайпер.

Общий налет — более 1.500 часов.