Небесные разведчики


Утро в 927‑м центре подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов (БАК) начинается со строевого смотра парадной формы одежды. Проверку проводит лично начальник центра полковник Павел Колосов. Все подготовились к этому мероприятию добросовестно, было лишь несколько мелких замечаний. Все прекрасно осознают значимость грядущего события — 75‑летия со дня образования 927‑го истребительного авиационного полка, правопреемником которого является центр подготовки и применения БАК.

По общим правилам безопасности

Подготовка к торжеству добавляет хлопот, ведь мероприятия боевой подготовки никто не отменял. Через десять минут военнослужащие уже переодеты в форму, предназначенную для выполнения повседневных задач. А их на сегодня предостаточно, и самая главная — полеты.

Все ответственные за предстоящую летную смену собираются в классе постановки задач и разбора полетов. Заместители начальника центра, начальники служб, командиры подразделений по строго установленной очередности докладывают командиру воинской части о готовности своих подчиненных, техники и оборудования к выполнению задач летной смены. Ведется аудиозапись — таков порядок. Это неразрывно связано с обеспечением безопасности полетов.

Конечно же, все ждут и доклада начальника метеослужбы центра майора Вадима Постоялко. Накануне свирепствовала непогода — порывы ветра достигали 20–25 метров в секунду. При таких показателях полеты беспилотников откладываются, в руководстве по их эксплуатации есть ограничение — до 12 метров в секунду. Майор Вадим Постоялко всех успокоил: погода для полетов подходящая, порывы ветра — до 10 метров в секунду.

Сегодня в небо поднимутся беспилотные авиационные комплексы «Беркут‑2», будут проводиться и исследовательские полеты… Помечаю для себя этот нюанс, чтобы позже больше узнать об объекте исследований.

Особое внимание начальник центра полковник Павел Колосов уделяет молодым офицерам-операторам. Сегодня они должны выполнить самостоятельные полеты. Командир эскадрильи БАК (учебно-боевой) подполковник Руслан Хонов докладывает, что лейтенанты теоретические зачеты сдали, программу полетов с инструктором успешно выполнили и готовы к выполнению задач. Однако в голосах операторов во время докладов слышатся нотки волнения, ведь ценой ошибки может стать дорогостоящий беспилотник и не только… Но опытные офицеры-инструкторы не переживают. Они, если нужно, подстрахуют молодую смену.

Верный помощник и десантника, и артиллериста

Задачи на летную смену определены. До начала полетов остается чуть больше часа, и я спешу побеседовать с начальником 927‑го центра подготовки и применения БАК полковником Павлом Колосовым об особенностях службы в подчиненной ему воинской части. О возможностях современной беспилотной авиации.

— 927‑й центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов — уникальная воинская часть, и вы в этом убедитесь, — с гордостью сообщает Павел Геннадьевич. — Мы готовим силы и средства подразделений беспилотных авиационных комплексов к выполнению задач по предназначению. Участие в мероприятиях боевой подготовки войск — это наша основная задача. В ходе плановых полетов совершенствуем навыки личного состава в управлении беспилотными летательными аппаратами, в их эксплуатации. Участвуем в исследованиях — испытаниях перспективных образцов БАК. Также наши специалисты участвуют в исследованиях в области тактики применения беспилотных авиационных комплексов.

Полковник Павел Колосов

Перед тем как поступить на вооружение в войска, беспилотные летательные аппараты (БЛА) предприятий-изготовителей проходят испытания именно в 927‑м центре. Специалисты проверяют соответствие характеристик БЛА заявленным. Также центр обеспечивает практическую составляющую процесса обучения операторов БЛА в интересах не только Вооруженных Сил, но и других силовых структур.

— С нынешнего года подготовку специалистов, связанных с эксплуатацией беспилотных авиационных комплексов, — операторов и техников беспилотных летательных аппаратов — будет осуществлять только Белорусская государственная академия авиации, — уточняет полковник Павел Колосов. — Кстати, там же, в академии авиации, для операторов, техников, руководителей полетов БЛА организованы курсы повышения квалификации. При этом на базе центра осуществляется практическая подготовка всех специалистов БАК.

Механическая птица

Командно-диспетчерский пункт. Раньше отсюда руководили полетами истребителей. Сегодня здесь — рабочее место человека, отвечающего за полеты БЛА.

В этот день руководил полетами беспилотников штурман-программист майор Денис Борушко. В первую очередь он обращал внимание на безопасность воздушного движения. Ведь несмотря на небольшие размеры, беспилотные летательные аппараты, состоящие на вооружении 927‑го центра подготовки и применения БАК, как говорится, берут свою высоту, и немалую.

На этот раз для полетов им было открыто воздушное пространство высотой до 3.000 метров и коридором 50 километров в одном из направлений. То есть в строго определенное время в этой «воздушной коробочке» беспилотники могут спокойно выполнять программу полетов, не препятствуя другим воздушным судам.

— В ходе полетов слежу за действиями операторов БЛА и технического состава, за соблюдением ими мер безопасности на летном поле, — уточняет майор Денис Борушко. — При возникновении нештатных ситуаций действую в соответствии с имеющимися инструкциями, даю соответствующие указания авиационному персоналу. Сегодня после выполнения доработок заводом-производителем на БАК выполняются полеты на проверку возможностей БЛА по занятию максимальной высоты, дальности применения и ряда других задач, направленных на повышение профессионализма наших операторов.

Майор Денис Борушко

* * *

…«Беркуты», словно отдыхающие на пляже туристы, нежатся на травке под щедрым на тепло летним солнцем. Озорной ветер то и дело «цепляет» их за крылья, отчего небесные разведчики лениво покачиваются. Примечательно, что их «головы» (целевые нагрузки) закрыты чехлами, прямо как головы прирученных хищных птиц перед охотой. Только последним закрывают глаза, чтобы они сохраняли  спокойствие, а чехлы у БЛА предохраняют ценную оптику и вращающие «голову» механизмы от загрязнения. Но вскоре спокойствие отдыхающих нарушают технари. Получена команда начать предполетную подготовку.

Техник расчета прапорщик Николай Товпик берет на руки «Беркута» и по командам оператора БЛА начинает проверять работоспособность его систем.

— Проверяем, как срабатывает механизация крыла и открывается по команде лючок контейнера парашюта, запускается двигатель и как отрабатывает команды поворотный механизм «головы», — поясняет свои действия техник.

А в это время за тем, как отображаются проводимые с беспилотником манипуляции на экране пульта, следит заместитель командира авиационного отряда (учебного) эскадрильи БАК старший лейтенант Денис Малишевский.

— Все системы в норме, «Беркут» к полету готов, — через несколько минут сообщает мне Денис.

А технари уже «заряжают» катапульту — натягивают резиновые жгуты. Проходит совсем немного времени, и катапульта выстреливает БЛА в небесную гладь. Пара секунд, и его уже невозможно разглядеть на фоне облаков…

— Программа этого полета рассчитана на один час. Всего беспилотник должен пройти в автоматическом режиме свыше 20 контрольных точек, в этом полете ручное управление не предусмотрено, но возможно, — уточняет старший лейтенант Денис Малишевский.

Старший лейтенант Денис Малишевский

А на экране пульта видно, как небесный разведчик «смотрит» на землю. Вот он «пробежал» взглядом по взлетно-посадочной полосе, немного наклонился, зацепив дугу горизонта, и вышел на первую контрольную точку.

Строго по программе он прошел их все, а когда через час мы заметили на экране самих себя, «Беркут» выбросил парашют и планово приземлился. Задание выполнил безупречно.

Новые горизонты

Сегодня на вооружении 927‑го центра подготовки и применения БАК состоят беспилотные авиационные комплексы «Москит», «Беркут‑2», БЛА «Истра‑10».

Тактический БАК ближнего действия «Москит» — творение ученых-авиаторов из Военной академии Республики Беларусь. Его производство налажено на 558‑м авиационном ремонтном заводе.

— Портативный, неприхотливый и удобный для транспортировки двумя специалистами БАК «Москит» показал себя отличным помощником-разведчиком, выполняющим свои задачи в радиусе 12 километров, — рассказал полковник Павел Колосов. — Неудивительно, что он приглянулся силам специальных операций Вооруженных Сил.

Тактический БАК малой дальности «Беркут‑2» планово заменил израсходовавший свой ресурс «Иркут‑10». «Беркут‑2» способен выполнять задачи воздушной разведки на удалении до 35 километров. Поэтому он интересен практически всему тактическому звену Вооруженных Сил и в первую очередь — ракетным войскам и артиллерии. В ходе учений доказал свою эффективность при поиске и обнаружении различных целей. Выдача координат цели ракетчикам и артиллеристам, а также оценка результатов их последующей работы для «Беркут‑2» стала привычным делом. Сегодня разработчики из ОАО «Агат — системы управления» уже передают в центр новую, доработанную версию «Беркута‑2». Она оснащена более надежным каналом связи и имеет улучшенные летно-технические характеристики.

БЛА «Истра‑10» входит в состав подвижного навигационно-топографического комплекса и в основном предназначен для топографической съемки местности. «Оптика» целевой нагрузки данного БЛА позволяет отлично справляться с задачами, требующими детального и скрупулезного изучения местности, а для параметров воздушной разведки это значимо.

Прапорщик Николай Товпик

Как рассказал начальник центра, совсем скоро, буквально со дня на день, в воинскую часть прибудет тактический БАК «Бусел‑10», который оснащен более совершенными и принципиально новыми для специалистов центра элементами. Это и грамотно продуманные рабочие места экипажей БАК на подвижном специализированном авто- шасси, и наличие на борту БЛА двигателя внутреннего сгорания, и расширенные возможности по ведению воздушной разведки, времени полета, дальности применения и другим специальным задачам. Он может находиться в воздухе более четырех часов и имеет радиус действия более 100 километров. Соответственно, и диапазон применения данного типа БАК значительно расширится.

— Все состоящие на вооружении центра беспилотные летательные аппараты предназначены для ведения воздушной разведки, — уточняет полковник Павел Колосов. — Способны вести фото- и видеосъемку как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне. Очевидно, что беспилотная авиация сегодня активно развивается, радует, что мы не отстаем в этом плане. Новые беспилотные авиационные комплексы приходят к нам на вооружение, а значит, возникает и спрос на высококвалифицированных специалистов. Уже этим летом наши ряды пополнят еще восемь молодых офицеров, получивших специальности, связанные с эксплуатацией беспилотных авиационных комплексов. Мы готовы их принять, готовы брать новые высоты в освоении БАК, приумножать традиции нашей прославленной авиационной воинской части.

Подполковник Игорь Жук, «Ваяр», фото автора

Страницы истории

История создания воинской части, становления ее традиций непосредственно связана с Великой Отечественной войной. 29 июня 1942 года при Руставской военной школе летчиков (город Рустави Грузинской ССР) был сформирован истребительный авиационный полк. В распоряжении 23 летчиков оказалось 20 самолетов ЛаГГ‑3. Командиром части стал майор М. А. Дзуцев, комиссаром — политрук Н. В. Брагин, начальником штаба — капитан М. М. Пестов.

Принять участие в боевых действиях личному составу полка довелось уже 19 июля 1942 года.

Тяжелые потери 927‑й истребительный авиаполк понес в ходе Курской битвы. Затем в составе 1‑го Украинского фронта полк принимал участие в освобождении Киева, после чего в ноябре 1943 года был перебазирован на переформирование в город Иваново, а оттуда в декабре 1943 года передислоцировался в Тулу. Здесь шла учебно-боевая подготовка молодых летчиков.

7 июля 1944 года полк вылетел к новому месту базирования и вместе с войсками 3‑го Прибалтийского фронта принимал участие в освобождении городов Остров и Псков, после чего был открыт путь в Прибалтику. Здесь начались тяжелые бои за города Тарту и Валга.

После освобождения Риги 927‑й истребительный авиаполк 19 октября 1944 года был переподчинен 1‑й воздушной армии 3‑го Белорусского фронта. За образцовое выполнение заданий командования при овладении городами Вордмит и Мельзак полк был награжден орденом Александра Невского (указ Президиума Верховного Совета СССР от 5.04.1945 г.).

За активные боевые действия по прорыву сильно укрепленной обороны немецких войск юго-западнее Кенигсберга и взятие самого города полку была объявлена благодарность верховного главнокомандующего и присвоено наименование «Кенигсбергский».

День Победы личный состав полка встретил на аэродроме Гутенфельд, в пяти километрах от города-крепости Кенигсберг.

В июле 1945 года полк был перебазирован на аэродром Кричевицы в Ленинградском военном округе.

С февраля по ноябрь 1952 года полк находился в Венгрии, где с высоким качеством и без летных происшествий оказывал помощь в переучивании более 60 венгерских летчиков на первые реактивные самолеты МиГ‑15. В том же году полк перебазировался на аэродром Дойч-Ваграм в Австрии.

1955 год стал знаковым для авиационной воинской части. С 24 августа по 1 сентября 1955 года двумя эшелонами — летным и наземным — 927‑й истребительный авиационный полк перебазировался на аэродром Осовцы Березовского района Брестской области и вошел в состав 26‑й воздушной армии Белорусского военного округа.

Весомую главу в истории полка занимает и оказание интернациональной помощи народу Демократической Республики Афганистан. В декабре 1984 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении боевых задач в небе Афганистана, полк был награжден вымпелом министра обороны СССР.

1987–1988 год — личный состав полка осваивает новейшие самолеты МиГ‑29.

После объединения 927‑го истребительного авиационного полка и подразделений обеспечения в ноябре 1993 года воинская часть стала называться «927‑я Кенигсбергская, Краснознаменная, ордена Александра Невского истребительная авиационная база».

24 августа 2010 года авиабаза была реформирована в 927‑й центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов.