Танковый биатлон в миниатюре


Разница между взрослыми и детьми заключается лишь в стоимости их игрушек. Об этом говорил Роберт Фрост еще в начале XX века, но сегодня это выражение актуально как никогда. Мужчины играли и продолжают играть в компьютерные игры, увлекшись автомобилями, проводят сутки напролет в гараже или собирают коллекционные модели из кит-наборов. А с выходом журнальных серий коллекционировать модели танков, автомобилей или самолетов стало еще проще — российская компания вместе с китайскими коллегами в промышленных масштабах наладили выпуск и продажу очень качественных и сверхдетализированных моделей. И если сборка ГАЗ М‑20 «Победа» или танка Т‑34-85 мне ничем не запомнилась, то самый свежий партворк от этой компании — радиоуправляемая модель танка Т‑72 — превратился в нечто большее, чем просто моделирование. Образовался настоящий танкомодельный клуб «Бронебой»!

Два батальона радиоуправляемых танков

Не будем лукавить: танкомоделизм появился задолго до появления и клуба, и журнальной серии DeAgostini — купить коллекционный танк на радиоуправлении в масштабе 1/16 и раньше не составляло труда. Но это были частные разовые покупки, как правило, в подарок детям — из-за довольно высокой стоимости качественных моделей. С появлением же партворка у танкомоделизма появилось больше поклонников. Согласитесь, отдать пять — восемь рублей за один выпуск в неделю не так заметно для семейного бюджета, чем сразу выложить 500–600 на покупку полностью собранной копии боевой машины. Соответственно, и желающих прибрести и собрать коллекционный Т‑72 стало гораздо больше.

— Сначала образовалась ветка на одном из популярных форумов, где коллекционеры-моделисты обсуждали ход сборки модели боевой машины, — рассказывает один из основателей танкомодельного клуба «Бронебой» Руслан Кергет. — Я начал собирать свой «танк» немного раньше остальных — в России эта серия давно выпускалась — и, естественно, мог, исходя из опыта, посоветовать единомышленникам, как лучше собирать и где нужно что-то доработать. В то время и объединилось около 60–70 владельцев радиоуправляемых моделей боевых машин. Клубом нам называться еще рано — это скорее группа по интересам, которая при ответственном отношении каждого члена может перерасти в нечто большее. И мы надеемся и верим, что все получится.

Есть, конечно, и определенного рода трудности с поставкой деталей в Беларусь. Танкомоделисты даже в шутку называют себя пилотами от слова «допиливать» (да, в отличие от настоящих танков моделями управляют не механики-водители, а пилоты). И самая главная проблема — отсутствие в продаже пультов радиоуправления.

— Пульты от DeAgos­tini не все успели купить,  — рассказывает один из основателей и активистов клуба Вячеслав Логинов. — Но мы нашли выход: заказываем готовые комплекты аппаратуры Heng Long через популярную интернет-площадку. По цене примерно то же самое получается, но по качеству аппаратура Heng Long гораздо лучше.

Радиотанковый триал и биатлон

Через несколько месяцев после окончания сборки модели Т‑72 члены клуба заинтересовались тем, чтобы провести первую реальную встречу. Но им быстро наскучило собираться, чтобы поуправлять танком на детской площадке. И костяк клуба — те, кто стоял у его истоков — решили создать копию настоящей трассы с препятствиями и различным антуражем. Так, благодаря инициативе руководства клуба, появился «колейный мост», «эскарп» и «контрэскарп», «гребенка», «змейка» и другие препятствия.

— Мы связались с руководством российской Федерации танкомодельного спорта, получили от них чертежи и размеры препятствий в соответствии с масштабом и начали в инициативном порядке создавать их, — продолжает рассказ Руслан. — «Препятствия» имеют реальные прототипы на настоящем танкодроме. Кроме того, почти все члены клуба служили в армии (есть, к слову, и действующие офицеры), и они вносят свои предложения по улучшению «трассы». Что в перспективе? Конечно, хотелось бы провести соревнования — танковый биатлон, танковый триал и танковые «бои». С танковым триалом, в принципе, все ясно — «препятствия» есть, «трасса» обкатана, осталось только доработать правила.

А вот с биатлоном и «боями», по словам активиста клуба, немного сложнее — танки имеют разные пушки (пневматические или инфракрасные), и объединить их в одном бою довольно сложно технически. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос присвоения моделям танков разных классов. Однако это возможно только при большом количестве членов клуба, иначе захватывающий танковый бой может превратиться в скучную дуэль.

— Есть у нас еще одна задумка. Почти каждый член нашей группы, так сказать, «допиливает» свои «танки» — усиливает «ленивцы», дорабатывает «редукторы» и устанавливает на ведущие катки «сальники», — рассказывает Руслан. — Поэтому у нас появилась идея организовать гонки на выживание на пересеченной местности. Выиграет тот, кто лучше и качественнее подготовит свою боевую машину. Фактически, это станет соревнованием не только пилотов, но и конструкторов. Но я подчеркну — едет не модель танка, а пилот, и результат все равно зависит только от мастерства вождения.

* * *

Итак, привычные игрушки заменяются интерактивными — моделями на радиоуправлении, которые позволяют разнообразить игру, фантазировать, модернизировать модель. А какой мальчишка не мечтает иметь копию настоящего, пусть и уменьшенного в несколько раз, боевого танка, сразиться на учебном поле боя с такими же ребятами, как он сам? И непременно одержать победу в бою! Да и отвлечься от гаджетов нынешней молодежи они неплохо помогают.

Наше детство ушло… Однако тот озорной мальчишка, который живет в душе каждого мужчины, заставляет нас совершать порой странные и непонятные многим поступки. Например, по деталям собирать радиоуправляемую модель танка, а затем выходные напролет проводить время с единомышленниками на игровой площадке. Ну и что с того, что у многих седина на голове? Главное — увлечение и азарт! Ведь разница между взрослыми и детьми… ну вы помните, верно?

Капитан Александр Иванов, «Ваяр», фото автора

P. S. Очередная встреча клуба состоится 22 июля 2017 года в 12.00 в сквере Сеножаны на улице Левкова в Минске. Приглашаем всех желающих!