«МАКС‑2017»: демонстрация высоких технологий


Свыше 860 компаний из 36 стран мира приняли участие в XIII Международном авиационно-космическом салоне «МАКС‑2017», который проходил с 18 по 23 июля на территории аэродрома ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском. Интерес к выставке проявило более 50 официальных делегаций из десятков стран.

Белорусский военно-промышленный комплекс и оборонный сектор экономики представляли на «МАКС‑2017» около десятка предприятий, среди которых — ОАО «558 Авиационный ремонтный завод», ОАО «КБ «Радар» — управляющая компания холдинга «Системы радиолокации», ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения», ОАО «Пеленг», ОАО «КБ «Дисплей», ООО «Оборонные инициативы». Вся белорусская экспозиция — это высокотехнологичная начинка для авиационной промышленности, созданная с применением инновационных, а порой и прорывных технологий. На стендах предприятий демонстрировались новейшие средства отображения информации: видеомониторы, дисплейные модули, панельные ЭВМ, радиолокационные станции и комплексы радиоэлектронной борьбы, беспилотные летательные аппараты и метеорологическое оборудование.

Широкий спектр представленной продукции и возможности национальной оборонки по модернизации и капитальному ремонту авиационной техники и систем противовоздушной обороны неизменно привлекали пристальное внимание официальных делегаций и представителей бизнеса. Уже в первый день работы авиасалона организатора коллективной национальной экспозиции — ЗАО «БЕЛТЕХЭКСПОРТ» с официальным визитом посетил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации Дмитрий Шугаев, который провел переговоры с руководителем белорусской делегации на выставке заместителем председателя Государственного военно-промышленного комитета Дмитрием Пантусом. В ходе встречи были подтверждены достигнутые ранее договоренности о перспективах развития двустороннего сотрудничества по наиболее актуальным направлениям. Во время еще одних переговоров с заместителем генерального директора по внешнеэкономической деятельности АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Вячеславом Дзиркалном было подписано соглашение о сотрудничестве российского предприятия по ряду направлений с ЗАО «БЕЛТЕХЭКСПОРТ». Встретиться с белорусской стороной проявило также желание руководство холдинга TAWAZUN (ОАЭ) и ПАО «Корпорация «Иркут» (Россия). Как результат — достигнуты договоренности о расширении двусторонних отношений, по направлениям, представляющим взаимный интерес.

С экспозицией белорусских предприятий военно-промышленного комплекса и оборонного сектора экономики в ходе авиасалона ознакомился непосредственно Государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота. Он внимательно осмотрел представленные на стендах образцы продукции и обсудил с заместителем председателя Госкомвоенпрома Дмитрием Пантусом вопросы дальнейшего совершенствования взаимодействия между белорусскими и российскими оборонными предприятиями в рамках Союзного государства.

Значимыми для отечественной авиаремонтной отрасли стали два события. Одно из них — подписание соглашения между ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» об основных принципах взаимодействия и сотрудничества в интересах третьих стран. С белорусской стороны этот документ подписал директор ОАО «558 Авиа­ционный ремонтный завод» Павел Пинигин, а с российской — президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь. Соглашение предполагает определение основных принципов долгосрочного взаимодействия и сотрудничества сторон при работе на рынках третьих стран в области текущего и капитального ремонта, обслуживания и модернизации авиационной техники, ранее произведенной или производимой на российских предприятиях ПАО «ОАК».

Еще одним ярким событием стало вручение холдингом «Вертолеты России» Свидетельства ремонтной организации на право выполнения капитального ремонта вертолетов гражданского назначения Ми‑8/Ми‑17 белорусскому ОАО «558 Авиационный ремонтный завод».

Выступая на церемонии вручения документа, заместитель генерального директора по послепродажному облуживанию АО «Вертолеты России» Игорь Чечиков подчеркнул, что это высокое доверие белорусскому предприятию, как надежному партнеру, который гарантирует качество выполняемых работ. «Мы завершили процесс сертификации. Я считаю, что это не просто свидетельство — это высокая оценка вашему труду, вашим техническим возможностям и высокое доверие вам, как надежным партнерам. Надеюсь, следующее соглашение у нас будет реализовано уже по военным вертолетам», — добавил представитель российского холдинга.

Что касается новинок техники, то «МАКС‑2017» изобиловал ими и оказался отличной площадкой для целого ряда премьер, среди которых — многофункциональный истребитель МиГ‑35, относящийся к поколению 4++, вертолет Ми‑171Ш-ВН, предназначенный для проведения специальных операций, учебно-тренировочный самолет Як‑152 и ударный вертолет Ми‑28НЭ.

До недавнего времени о возможности использования российских летающих роботов для нанесения ракетных ударов говорилось лишь в теоретических исследованиях. Однако «МАКС‑2017» показал, что ситуация начинает кардинально меняться. Так, российская группа компаний «Кронштадт» представила беспилотный комплекс «Орион-Э», предназначенный для ведения воздушной разведки местности, корректировки огня и оценки результатов нанесенных ударов, а также способный нести ракетно-бомбовое вооружение. Размах крыльев БЛА составляет около 17 метров. Целевая нагрузка может достигать 250 килограммов, продолжительность полета — до 24 часов, а радиус применения — 300 километров. Представляли свои варианты беспилотных ударных роботов и компании ZALA, «ВР-Технологии».

В тренде как российских, так и общемировых направлений развития беспилотников оказались и белорусские предприятия. Например, «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук Беларуси продемонстрировал в своей экспозиции макет комплекса с беспилотным летательным аппаратом самолетного типа «Буревестник МБ», на который в перспективе предполагается установить различные типы вооружения, в том числе 57‑мм неуправляемые авиационные ракеты С‑5, а также широкую гамму специальных целевых нагрузок. По словам директора центра Юрия Яцыны, в настоящее время проводятся предварительные испытания БЛА, которые планируется завершить осенью текущего года. Целую линейку беспилотников как самолетного, так и вертолетного типов, созданных совместно с ОАО «АГАТ-системы управления» — управляющей компанией холдинга «Геоинформационные системы управления» и ООО «Аэросистема» представило на своем стенде ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». Роботизированные летательные аппараты обладают достаточно широкими границами применения и занимают свои, особые функциональные ниши.

Большой интерес у участников и гостей авиасалона, помимо самих беспилотников, вызвали и средства борьбы с ними. Среди белорусских предприятий лидером в этом направлении, безусловно, является ОАО «КБ «Радар», которое представляло перспективную разработку — станцию радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами «Гроза-С». По техническим характеристикам «Гроза-С» — одна из лучших станций РЭБ в мире. Ее испытывали в различных странах — везде она показала отличные результаты: «видела» весь частотный диапазон, где могут работать беспилотники как самолетного, так и вертолетного типа. Благодаря применению инновационных решений станция способна не только нарушать каналы связи БЛА с командным пунктом, но и обманывать его средства навигации.

Особого внимания также удостоилась аппаратура индивидуальной радиотехнической защиты летательного аппарата от высокоточного ракетного оружия АРТЗ «Сателлит» производства ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» и бортовой комплекс обороны «Талисман», созданный специалистами ООО «Оборонные инициативы» и установленный на одном из самолетов Як‑130. По словам генерального директора ООО «Оборонные инициативы» Дениса Пащенко, «Талисман» уже сейчас включен в паспорт экспортного облика самолета Як‑130 и поставляется в несколько стран мира.

Помимо обширной выставочной и деловой программы, безусловно, огромный интерес у посетителей авиасалона вызвали демонстрационные полеты авиации, в которых приняли участие 90 летательных аппаратов. На протяжении целой недели свое мастерство показывали пилоты восьми пилотажных групп, включая впервые поднявшуюся в подмосковное небо пилотажную группу Al Fursan из Объединенных Арабских Эмиратов.

Подводя итоги «МАКС‑2017», стоит сказать, что в ходе работы выставки было проведено около 1.500 деловых встреч и переговоров, в результате которых было подписано соглашений на сумму свыше 400 млрд рублей. Общее число посетителей авиашоу составило более 460 тысяч человек.

Сергей Чичилов, «Ваяр», фото автора