«Теперь мы чуть ближе к звёздам»


Знакомство с неофициальной столицей Сибири — Новосибирском — у команд, участвующих в международном конкурсе «Отличники войсковой разведки», началось с посещения планетария.

Новосибирский планетарий — наиболее крупный астрофизический объект за Уралом, он оснащен самым современным техническим оборудованием. Перед основным зданием планетария разбит красивый парк. Изюминка ландшафта — имитация Солнечной системы с ее планетами и их спутниками.

Солнечные часы

В парке среди многочисленных скульптур есть весьма интересный объект — солнечные часы. Одни из самых больших солнечных часов в России. Такие я видел впервые. Нет, это не обычный шест, воткнутый в землю и отбрасывающий тень на нарисованный на земле циферблат.

Солнечные часы в планетарии — произведение искусства. Массивная бронзовая ножка держит не менее массивную орбиту с движущейся по ней планетой. На одной из дуг находится циферблат с римскими цифрами. Ось, ориентированная на Полярную звезду, отбрасывает тень на шкалу и указывает истинное время.

Рядом со зданием планетария расположена башня Фуко. В ней находится одноименный маятник, который используется для демонстрации суточного вращения Земли.

Со второго этажа планетария можно попасть в башни обсерваторий, которые пристроены симметрично к телу основного здания. Кроме того, обсерватории соединены между собой наружной переходной галереей, одной из задач которой является сохранение температурного баланса под куполами обсерватории. Наружная стена галереи выполнена из стекла, это дает возможность посетителям любоваться открывающимися панорамами на реку Обь.

В галерее планетария находится уникальный в своем роде музей. В одной из его витрин можно увидеть открытку, датированную 1961 годом. Догадайтесь, кто оставил на ней автограф? Да, Юрий Гагарин!

Есть еще необычный экспонат в музее — легендарная ручка Space Pen («космическая ручка», известная также под названием Zero Gravity Pen — «ручка невесомости». — Авт.). Существует легенда: НАСА потратило один миллион долларов на разработку ручки, которой можно писать в невесомости, в то время как советские космонавты взяли в космос простые графитовые карандаши. На самом деле до 1967 года американские астронавты использовали для записей фломастеры либо механические карандаши (пишущий узел брался из обычного карандаша, а легкий и прочный металлический корпус делался на заказ, с учетом малосерийного производства получалось около 100 долларов за штуку). Советские же космонавты использовали восковые карандаши, так как графитовые карандаши были источниками мелких обломков и токопроводящей пыли. В Space Pen пишущий шарик выполнен из карбида вольфрама, чернила тиксотропны — твердые в обычном состоянии, они разжижаются при письме; выдавливаются сжатым азотом при давлении около 2,4 атм. Срок службы такой ручки — 100 лет!

В дальней части галереи расположены необычные экспонаты. Вот огромная черная воронка, в которую можно запустить монетку любого номинала. Долго повращавшись по затухающей спирали, она исчезает.

— Странный аттракцион, — заметил один из разведчиков. — А как понять, что ты выиграл?

— Это не аттракцион, а модель космической черной дыры, — пояснила экскурсовод. — Здесь можно увидеть, как объекты, попадающие в черную дыру, преодолев точку невозврата, уже не могут выбраться из ее цепких лап.

— Предположим…

— Вы сколько монет уже запустили?

— Четыре по десять рублей каждая.

— Вот видите, черная дыра работает не только в теории, но и на практике. Еще пару таких групп — и мы сможем построить еще одну башню для нового телескопа.

А рядом уютно обосновался плазменный шар. Один из немногих интерактивных экспонатов в планетарии. Его необычное голубовато-синее свечение притягивает любопытные взоры посетителей. Шар заполнен ионизированной плазмой, которая еще называется четвертым (после твердого, жидкого и газообразного) агрегатным состоянием вещества. Внутри шара помещен электрод, на который подается ток под высоким переменным напряжением, примерно 10.000 В с частотой 25 килогерц. Это означает, что напряжение на шарике меняет знак: с плюса 10.000 вольт на минус 10.000 вольт. И так — 25.000 раз в секунду. Благодаря высокой частоте на поверхности стекла может скапливаться небольшой заряд. Стеклянный шар, словно волшебный, способен реагировать на прикосновения. Когда рука касается шара, стекло накапливает большой заряд, электрические молнии внутри него собираются в один поток и начинают бить в место прикосновения. Очень завораживающее своей красотой явление. Движения разрядов никогда не повторяются.

Среди других достопримечательностей планетария — турбулентный глобус, раскрутив который можно увидеть картины неповторимых вихреобразных потоков. Модель Солнечной системы — позолоченное чудо механики, демонстрирующее движение планет вокруг Солнца.

Копия 40‑футового телескопа «Гершель» поражает своей детализацией. Филигранную работу по дереву демонстрирует созданный сэром Уильямом Гершелем самый большой телескоп своего времени (1787 год). Если прислушаться, то можно услышать, как шуршат палистпасы, которые поднимают 40‑футовую трубу, направляя ее в звездное небо. И скрипят деревянные половицы под ногами сэра Гершеля. За витражным стеклом наших времен застыл гений прошлого, главная цель которого — заглянуть в глубины неизведанного.

После изучения экспонатов мы отправились в Звездный зал. Удобно расположившись в мягких креслах-лежаках, направили свой взор на 16‑метровый купол. Зал погрузился в густую темноту, а на месте купола появились планеты, звезды, галактики…

— Полное погружение, — не скрывая своего восхищения, метко заметил рядом сидящий. — Теперь мы чуть ближе к звездам…

Майор Вадим Опарин, «Ваяр», фото автора

Новосибирск — Минск