Игорь Калита: «Вопросы призыва –на особом контроле»


В гостях у «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» — начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в войсках прокуратуры города Минска старший советник юстиции Игорь Александрович Калита.

— Игорь Александрович, относительно недавно по поручению Генеральной прокуратуры Республики Беларусь прокуратурой города Минска в поднадзорных военных комиссариатах, органах внутренних дел, городских и районных исполнительных комитетах, судах проведена проверка исполнения законодательства о призыве граждан на срочную военную службу и службу в резерве. Какие вопросы оказались в центре внимания?

— В ходе проверки были исследованы вопросы организации работы по оповещению призывников о явке на мероприятия по призыву, проведению медицинского освидетельствования и законности принятия районными призывными комиссиями соответствующих решений; законности ведения административного процесса в отношении лиц, не явившихся без уважительных причин на мероприятия по призыву; организации работы органов дознания по рассмотрению сообщений о преступлениях, связанных с уклонением граждан от мероприятий по призыву, а также иные вопросы.

Также была проанализирована эффективность взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел, прокуратуры, других учреждений и организаций по профилактике уклонений граждан от призыва.

— Каковы же результаты проверки? Были ли выявлены какие-либо нарушения?

— В первую очередь были подняты проблемные вопросы, связанные с оповещением граждан и привлечением их к установленной законодательством ответственности за уклонение от мероприятий призыва.

Также в ходе проверки были выявлены отдельные нарушения требований Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» и изданных в его развитие нормативных правовых актов в вопросах учетно-призывной работы в ряде военных комиссариатов, а также при принятии районными призывными комиссиями решений о предоставлении гражданам отсрочек от призыва. Например, призывнику, на попечении которого находятся нетрудоспособные родители, была предоставлена отсрочка от призыва на срок свыше достижения им 27‑летнего возраста.

Имели место нарушения в порядке принятия решений о временном ограничении права граждан, уклоняющихся от мероприятий призыва, на выезд за пределы Республики Беларусь. В частности, такое решение было принято в отношении призывника Р. Однако, как было установлено проверкой, молодой мужчина имел право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, службу в резерве по семейному положению как имеющий двух детей, в связи с чем не подлежал ограничению в данном праве. По требованию прокуратуры данное ограничение было отменено.

— Фактически этими примерами вы разбили так называемые дворовые стереотипы, когда призывник, получивший повестку, считает, что сам должен решать свои проблемы.

— Безусловно, это заблуждение, поскольку такой подход идет в разрез с национальными интересами. В Концепции национальной безопасности четко прописано: национальные интересы — совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь.

Согласно Закону Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», военная служба — основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований.

В целом молодое поколение белорусов с ответственностью относится к этой священной обязанности. По результатам последнего весеннего призыва граждан на срочную военную службу, службу в резерве через призывные комиссии районов города Минска прошло около семи тысяч человек. К каждому человеку подошли внимательно. Судите сами. Только для получения образования гражданам предоставлено около четырех тысяч отсрочек. То есть созданы все условия для того, чтобы каждый молодой человек целенаправленно мог поступить в вуз, получить желаемую профессию, обрести социальный статус. Не секрет, что некоторые дипломированные специалисты после срочной службы решают стать офицерами. Это только приветствуется.

Ряду граждан предоставляется отсрочка от призыва и по другим основаниям, в частности по состоянию здоровья, по семейному положению. Таких отсрочек в весенний призыв этого года предоставлено около 900.

Но, увы, есть и противоположные примеры, когда некоторые откровенно злоупотребляют предоставляемым им законным правом на отсрочку. Например, призывнику М. была предоставлена отсрочка для продолжения образования в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. В ходе проверки выяснилось, что, надеясь избежать призыва, молодой человек написал заявление об отчислении из вуза по собственному желанию и праздно жил в свое удовольствие, наивно полагая, что об этом никто не узнает.

— То есть стал уклонистом. Что, на ваш взгляд, подтолкнуло молодого человека на необдуманный поступок: умышленный расчет или банальное ребячество, если так можно сказать в отношении совершеннолетнего парня?

— Чаще это неосознание своей ответственности перед законом. Так, призывник Д. самостоятельно убыл с мероприятий по прохождению медицинской комиссии и в последующем не явился до конца призыва в военный комиссариат с документами по прохождению обследования. В объяснении молодой человек указал, что ему срочно потребовалось убыть по делам семейного характера. Повторно в военный комиссариат он не явился, потому что якобы ожидал повторной повестки. По факту было установлено, что молодой человек действительно находился по месту жительства и не скрывался.

— Чем закончилась эта история?

— Парень пошел служить. Хотя есть факты, и не единичные, когда молодые люди привлекаются к уголовной ответственности.

Так, в прокуратуру Первомайского района города Минска из Первомайского РОСК поступили материалы проверки по факту уклонения от мероприятий призыва на воинскую службу в отношении М. Установлено, что гражданин, являясь призывником, будучи надлежащим образом извещенным о необходимости явки, умышленно уклонился от мероприятий призыва и в установленное время к месту призыва не явился. Прокуратурой района в отношении М. возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 435 УК. Уголовное дело направлено в суд, вынесен обвинительный приговор.

— Каковы меры наказания применяются судами к таким лицам?

— В большинстве случаев лицам, уклонившимся от мероприятий призыва на воинскую службу, назначалось наказание в виде штрафа, размер которого варьировался от 50 до 200 базовых величин.

Необходимо отметить, что уголовное законодательство предусматривает и другие альтернативные наказания, такие как арест, ограничение свободы на срок до двух лет или лишение свободы на тот же срок.

Да и сам факт осуждения может негативно сказаться на последующей жизни такого гражданина. В частности, воспрепятствовать карьере в правоохранительных или иных государственных органах.

— Игорь Александрович, в озвученном вами деле призывник был извещен, что подтверждено документально, и не явился умышленно. Некоторые молодые люди сознательно делают акцент на том, что повестки под подпись не получали, а значит, явиться в военный комиссариат вроде бы и не обязаны. Наиболее остро эта проблема обозначилась в 2016 году. Какие вы видите пути решения?

— Действительно, в 2016 году в соответствии с решениями глав администраций районов Минска «О призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве» обязанность по оповещению граждан об их явке в военный комиссариат была возложена на руководителей ЖЭС. В ходе проверки было установлено, что оповещение в ряде случаев осуществлялось формально. Повестки гражданам под личную подпись не вручались, а оставлялись в почтовых ящиках, о чем на корешках делались соответствующие записи. Не всегда использовались и иные возможности по оповещению призывников.

Показателен такой пример. В ходе длительного розыска призывника К. сотрудниками УВД района от матери была получена информация, что молодой человек проживает с отцом за пределами Беларуси, в связи с чем призывник не был оповещен о явке в военный комиссариат. Вместе с тем, согласно полученной из ИАЦ УВД района информации, данный призывник на протяжении 2016–2017 годов неоднократно (12 раз) привлекался в Минске за совершение административных правонарушений. Однако соответствующая информация УВД при получении обращения из военкомата в ГАИ не направлялась. Что не позволило принять все исчерпывающие меры по его розыску.

Кроме того, в связи с упразднением обязанностей органов внутренних дел по установлению местонахождения призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу, и вручению им повесток, данные функции были сведены к вручению повесток работниками ЖЭС или почты по месту жительства призывников. Однако данная мера является неэффективной, поскольку сотрудники ЖЭС и почтальоны бывают по месту жительства призывников в свое рабочее время (с 8.00 до 18.00), а в это время призывники дома отсутствуют. При этом родители и иные родственники зачастую отказываются оказывать помощь сотрудникам ЖЭС в деле вручения призывникам повесток.

Данная проблема не может быть решена также только силами работников военных комиссариатов. Есть примеры, когда представителей РВК, как и работников ЖЭС и почтальонов, граждане не пускают в квартиру, отказываются сообщать сведения о месте пребывания их родственников‑призывников.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время действующий механизм понуждения граждан к реализации своей конституционной обязанности не дает призывнику заинтересованности прибывать в военный комиссариат на мероприятия призыва, опасаясь введения в отношении него каких-либо ограничительных мер.

В качестве таких мер дополнительно могут быть, например, оплата жилищно-коммунальных услуг по себестоимости или отказ в выдаче льготных кредитов, ограничение права на выезд из Республики Беларусь до личного прибытия в военный комиссариат, независимо от достижения непризывного возраста. Также это может быть ограничение права на отчуждение имущества или не включение в последующем периода уклонения призывника в страховой и трудовой стаж для начисления пенсии.

Еще одним вариантом решения данного вопроса может быть закрепление на законодательном уровне обязанности граждан, достигших 18‑летнего возраста, а также иных граждан призывного возраста, не служивших в армии, в течение определенного срока, к примеру одного месяца, после издания соответствующего Указа Президента Республики Беларусь о призыве на срочную военную службу, службу в резерве являться в военный комиссариат на мероприятия по призыву (без необходимости вручения ему повестки под подпись) и установление ответственности за такую неявку.

— Спасибо за обстоятельную беседу.

Беседовал полковник

Андрей Соболевский, «Ваяр»