Звоните на «прямую»


«Многое достигается строгостью, еще больше любовью, но самое большее — внимательным отношением к делу и беспристрастной справедливостью». Эти слова принадлежат писателю, мыслителю и философу Иоганну Вольфгангу Гёте. Этими принципами стараются руководствоваться и должностные лица при проведении прямых телефонных линий.

Напомним, что данная форма работы с обращениями граждан осуществляется руководителями государственных органов, государственных и иных организаций в целях разъяснения гражданам и юридическим лицам вопросов в пределах своей компетенции либо по заранее планируемой теме, обусловленной ее актуальностью. Практика проведения прямых телефонных линий показала, что эта форма работы с населением актуальна и позволяет людям решать свои проблемы, не выходя из дома.

В минувшую субботу прямую телефонную линию с населением провел министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант Андрей Равков. На связь с Минском выходили из Бреста, Могилева, Лунинца и других населенных пунктов страны. За время проведения прямой линии ответы получили более десяти человек. Тот факт, что телефонных звонков было немного, подтверждает: все проблемные вопросы в военном ведомстве решаются в рабочем порядке.

Если анализировать характер обращений, наибольшее их число по-прежнему носит консультативный характер.

Военнослужащие запаса и в отставке из Минска, Могилева, Бреста и других регионов интересовались вопросом повышения военных пенсий. Им разъяснили, что в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, выплата пенсий пенсионерам Министерства обороны осуществляется, исходя из денежного довольствия, выплачиваемого в настоящее время военнослужащим, проходящим военную службу. Поэтому любое изменение размеров денежного довольствия военнослужащих, учитываемого при назначении пенсий (оклады по воинским званиям и должностям, надбавка за выслугу лет на военной службе, денежная компенсация взамен продовольственного пайка и выплаты, связанные с индексацией денежного довольствия), является основанием для перерасчета пенсий военных пенсионеров. В текущем году планируется повышение размеров денежного довольствия военнослужащих — соответственно, будут увеличены и военные пенсии.

Офицер в отставке, руководитель кружка «Юный стрелок» одной из школ столицы, обратился на прямую телефонную линию с вопросом об организации допризывной подготовки в учреждениях образования.

— Школа является центром военно-патриотического воспитания учащихся. Говоря об этом, нельзя не отметить, что из программы русского языка и литературы исключены такие патриотические произведения, как «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь», «Мать» и другие. Положительные примеры прошлого необходимы именно сейчас, когда укрепление морально-психологического состояния молодежи — насущная проблема, — эмоционально начал свое обращение минчанин. — В настоящее время допризывная подготовка недостаточно эффективна. Многие учителя, которые проводят занятия по допризывной подготовке, не имеют представления о военной службе. Соответственно, не решаются те задачи, которые в свое время решала начальная военная подготовка. В школы следует вернуть должности военруков.

Следует отметить, что решение данного вопроса является компетенцией Министерства образования. В то же время в последние годы немало сделано для развития допризывной подготовки. Причем участие военного ведомства в этом процессе было весьма активным, что логически вполне объяснимо: армия здесь, безусловно,  заинтересованная сторона. В частности, военным ведомством составлены и направлены в Министерство образования соответствующие учебные программы, подготовлена необходимая материальная база. Однако решение этого вопроса — прерогатива другого ведомства.

В ходе проведения прямой телефонной линии поднимались также вопросы жилищного обеспечения, прохождения военной службы.

Прием обращений в ходе прямой телефонной линии от одного из граждан был прекращен. Причина — употребление оскорбительных слов и выражений…

Необходимо подчеркнуть, что в целях совершенствования порядка работы в государственных органах, государственных и иных организациях с обращениями граждан и юридических лиц, поступившими в ходе горячих линий и прямых телефонных линий, Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление № 555 от 26 июля 2017 года «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 г. № 667». В соответствии с этим документом «прием обращений в ходе «горячей линии» или «прямой телефонной линии» может быть прекращен, если гражданин или представитель юридического лица допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений».

Также если человек, обратившийся на прямую телефонную линию, отказывается «сообщить свою фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), данные о месте жительства и (или) работы (учебы), а представитель юридического лица — фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), наименование представляемого им юридического лица и его юридический адрес, изложить суть обращения», ему указывается на то, что обращение — анонимное. Ответ на такое обращение не дается, за исключением случаев, когда оно содержит сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Во время проведения практически каждой прямой телефонной линии раздаются звонки от лиц, которых должностные лица, как говорится, уже узнают по голосу. Иногда складывается впечатление, что у людей хобби такое — жаловаться…

К счастью принимающих звонки и к сожалению звонящих, данная проблема также разрешена вышеназванным документом. В частности, там указано: «В случае если в обращении, поступившем в ходе «прямой телефонной линии», поставлены вопросы, на которые организацией уже были даны ответы (направлены уведомления), в том числе в рамках личного приема, гражданину и представителю юридического лица разъясняется, что такое обращение было рассмотрено ранее, и ответ на него не дается». Хотелось бы надеяться, что теперь «профессиональные жалобщики» поумерят пыл и не будут обрывать телефонные провода без повода.

Напомним, что любой житель республики может адресовать вопрос главе военного ведомства или специалистам структурных подразделений Министерства обороны по электронной почте: modmail@mod.mil.by или посредством электронного обращения на интернет-портале Министерства обороны www.mil.by/ru/el_reception/.

В первую среду каждого месяца проводится личный прием граждан министром обороны Республики Беларусь. Предварительная запись осуществляется по телефонам в Минске (8 017) 297-11-19 и 297‑12‑12, а также через интернет-портал Министерства обороны или по письменному заявлению.

Подполковник Елена Затирка, «Ваяр»