Жми на газ, курсант!


В эти дни на автодроме 72‑го гвардейского Объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов курсанты 59‑й школы подготовки специалистов по эксплуатации автомобильной техники и ремонтных подразделений готовятся к сдаче выпускных экзаменов. На одном из занятий будущих механиков‑водителей побывал и наш корреспондент.

Занятие было организовано на трех площадках для вождения армейских машин. На первой из них курсанты осваивали навыки вождения МТЛБ.

— Военнослужащие отрабатывают контрольное упражнение № 5, — пояснил преподаватель цикла вождения и технической подготовки старший лейтенант Игорь Волчек. — Оно включает в себя элементы заезда задним ходом в бокс, проезд габаритного коридора, преодоление тупиковой эстакады и «змейки».

Со стороны вождение напоминало сдачу экзамена на водительские права в Госавтоинспекции. Только вместо асфальтированной площадки — полигонное бездорожье, зачеты принимали армейские специалисты. А легковые или грузовые автомобили заменила грозная боевая техника — и правила вождения совсем не для городских улиц…

По команде руководителя занятия экипажи занимали штатные места и приступали к выполнению упражнения. Захватывало дух от того, как бронемашины на большой скорости преодолевали искусственные препятствия и заграждения!..

Маршрут движения — более километра. Под скрежет траков, перемалывающих полигонный грунт, техника мчалась от препятствия к препятствию. Казалось, ее ничто не остановит… Однако на контрольных точках механики-водители снижали скорость и ювелирно управляли транспортерами-тягачами, стараясь не задеть специальные ограничители.

Ефрейтор Тимур Джураев

Одним из обучаемых был ефрейтор Тимур Джураев.

— В общей сложности за время учебы я проехал более семидесяти километров, — рассказал он после заезда. — Первое знакомство с машиной МТЛБ запомнилось, конечно… До армии я ни разу не ездил даже на легковом автомобиле, а здесь доверили такую махину! Очень хотел научиться управлять ею. Однако сначала пришлось изучить общее устройство, основные правила эксплуатации, правила вождения и общие меры безопасности. Затем были тренировки на тренажере: учился управлять рычагами, переключать передачи.… А после этого начались занятия на автодроме. Сейчас уже могу заверить, что военная техника мощная, быстрая, с высокой проходимостью. Она проста в эксплуатации, управлять ею легко. Сейчас я оттачиваю свои навыки, чтобы на выпускном экзамене показать наилучший результат.

За рычагами новичкам оказывали помощь инструкторы центра технического обеспечения 72‑го гвардейского Объединенного учебного центра. Специалисты подсказывали, отвечали на волнующие вопросы… Ну а на экзамене все элементы солдаты будут выполнять уже самостоятельно.

Старший лейтенант Евгений Шклейник

Буквально в сотне метров от этого места занятия навыки вождения закрепляли курсанты, обучающиеся по специальности «механик-водитель МАЗ‑537». Руководил учебным процессом преподаватель цикла вождения и технической подготовки старший лейтенант Евгений Шклейник.

— Здесь отрабатывают навыки вождения четырехосного седельного тягача с буксировкой прицепа по ограниченным проездам, — рассказал офицер. — В будущем эти парни будут перевозить танки, крупногабаритные вооружение и военную автомобильную технику. Основная моя задача — научить солдат и сержантов безопасно эксплуатировать армейский тягач.

Рядовой Андрей Шевчик

Каким образом проходит обучение, мне довелось наблюдать на примере рядового Андрея Шевчика. Под контролем инструктора по вождению воин осуществил сцепку тягача с прицепом, завел двигатель — и машина тронулась с места. Через несколько секунд она уже проезжала по габаритному коридору. Когда элемент маршрута был пройден, водитель осуществил подъезд задним ходом к специальной стенке и остановился. Было видно, что маневрировать такой крупногабаритной техникой сложно: водитель обязан чувствовать тягач, быть внимательным и осторожным.

Последним этапом испытания стало возвращение в обозначенный на автодроме бокс. Для этого солдат отбуксировал прицеп в исходное положение и провел его расцепку. На все элементы было затрачено не более семнадцати минут.

Когда двигатель был заглушен, рядовой Андрей Шевчик осуществил доклад руководителю занятия.

— «На гражданке» пять лет управлял грузовыми автомобилями, получил водительские права почти всех категорий, — позже рассказал о себе солдат. — И даже несмотря на это, в начале учебы было страшновато садиться в такую машину: она казалась непривычно большой, на панели — много непонятных тумблеров… Когда выполняешь упражнения по вождению, между ограничителями и машиной остается около 25 сантиметров! Проехать, ничего не задев, очень сложно. Причем все делается на скорости. Сегодня-то я чувствую себя более уверенно, управляя МАЗом. Думаю, что в жизни накопленный в учебном подразделении опыт пригодится.

До ратного экзамена остался месяц. Оценивать качество подготовки курсантов за период обучения в 59 шпс будут их же командиры. Армейские наставники уверены: у парней все получится, к тому же есть еще время для того, чтобы повысить свои навыки в вождении.

Капитан Александр Гончаров, «Ваяр», фото автора